Разрисовать жилые дома сочными красками, чтобы серые городские пространства превратились в яркий мир, в котором хочется жить. Такова цель Юрия Рычкова, создателя живой урбанистической игры «Микрополис», где дети и взрослые могут выражать представление о своем городе и изменять его. Молодой человек уверен, что у каждого дома есть своя история, которую должен знать любой горожанин. Тогда люди будут ответственнее относится к месту, в котором живут.
– Юрий, сегодня в рамках проекта «Микрополис – город игр» ваша команда уже украсила детскими рисунками целую улицу в Октябрьске и несколько домов в центре Самары. А как возникла такая идея?
– Пять лет назад я вернулся в маленький город Октябрьск и отметил для себя, что для людей стало нормой бросать мусор на улице и совершенно не следить за местом, где живешь. Все принимают эту норму, живут с ней. Она транслируется детям, и получается замкнутый круг. И мне захотелось эту норму если не изменить, то хотя бы предложить другую, чтобы у людей была возможность выбора. Ведь каждый человек должен нести ответственность за окружающее пространство, это должно стать нормой. В этом случае он не мусорит, не ломает, не черкает, и так далее. А чтобы доказать это на деле, возникла идея трансформировать городское пространство. И поскольку дома – это самые масштабные объекты в городе, сначала решено было остановиться на них. Я стал искать тех, кто готов вместе со мной этим заниматься. Среди взрослых таких оказалось немного, поэтому я решил попробовать работать с детьми.
Мы сфотографировали дома, по макету фотографий сделали раскраски, принесли их в школу и предложили детям изменить город так, как они его видят. Они начали предлагать варианты, я увидел горящие глаза и понял, что это необходимо делать. Ведь тогда эти дети будут знать, что они могут не только потреблять готовое, но и что-то создавать вокруг себя, изменять окружающее пространство. В результате возникла игра как наиболее действенный способ донести нашу идею.
– В чем ее суть?
– В «Микрополисе» есть свои герои и своя терминология. Например, пространство города, которое никому не принадлежит и которое можно изменять, мы называем «кнехтом». Сознание человека, который не верит, что вокруг ничего нельзя изменить, это сознание «кнехтянина». Мы начинаем «кнехт» трансформировать в микрополис, создавать различные игровые поля в городе, и город начинает наполняться новыми смыслами и персонажами. Это живое взаимодействие людей, которые своими силами изменяют пространство. Но мы не просто раскрашиваем дома, мы общаемся с жителями, смотрим архивы и узнаем историю дома, мифы и легенды, которые с ним связаны. И на основе этого рождается сюжет рисунка для конкретного дома.
– Но ведь не всегда дом имеет богатую историю, о чем могут рассказать жильцы обычной панельной пятиэтажки?
– Вот это-то и интересно. На первый взгляд, никакой истории у нее и нет. Она построена в середине 60-х годов и, казалось бы, о чем тут говорить. Но мы подумали, что истории жителей этого дома могут быть не менее интересны. Например, история Ивана Ивановича Кораблева из Октябрьска. Это дедушка, которому 90 лет. Во время войны его эвакуировали из Ленинграда на поезде в телячьих вагонах. Он рассказал историю своей жизни и получился соответствующий сюжет для рисунка.
Или, например, в доме на Льва Толстого, 38 в Самаре когда-то была шляпная мастерская, и это послужило образом для рисунка на его стене. Его создали взрослые художники, а затем мы подключили детей, и они тоже внесли свою часть творчества. Таким образом мы планируем оформить еще некоторое количество домов в исторической части города. Но это только первый этап. Ведь мы говорим, что с городом нужно играть, а не просто по нему ходить, поэтому из этих домов мы составим игровые поля и создадим специальное приложение для смартфонов. Можно будет подойти к любому нашему дому, навести на него планшет и запустить игру дополненной реальности. Например, если говорить про дом со шляпами, то каждая шляпа будет издавать свой звук, и в результате получится мелодия. Так люди начнут контактировать с домами, присваивать их. Момент присвоения очень важен, потому сейчас город и его жители движутся параллельно, а игровые поля связывают человека и пространство.
– Уже известно, какие дома вы украсите?
– Да, сейчас мы уже начали делать второй дом, готовятся эскизы для следующих, мы уже все согласовали с жильцами. На разных улицах «старого» города можно будет найти наши домики: на Фрунзе, Красноармейской, Молодогвардейской, Пионерской, Галактионовской, Чапаевской.
– Как, кстати, реагируют на такие преобразования сами жильцы?
– Пока мы встретили только две реакции: положительную и реакцию «мне все равно». Были случаи, когда на некоторые объекты люди нас приглашали сами. Негативной реакции пока мы не встречали.
– А городские власти как к этому относятся?
– В Самаре мы реализуем проект за счет гранта, который выиграли в прошлом году на «Конкурсе городских идей», организованном администрацией. То есть, по сути, финансирование на краску, художников, приложения выделила мэрия. Нас поддерживают. Дальше, конечно, будет согласование с архитекторами по соответствию внешнего облика оформленных домов городской среде, но пока все нормально.
– Но ведь для того, чтобы расписать целую улицу домов в Октябрьске, тоже нужны были немалые средства. Как вам это удалось?
– Конечно, на это потребовалось время. Я два года продвигал эту идею в Октябрьске, администрации города инициатива понравилась, но дальше дело, к сожалению, не пошло. Но потом «Микрополис» занял первое место на «iволге» и мы получили грант. Кроме этого, я участвовал во всероссийском конкурсе «Культурная мозаика», где мы тоже выиграли приличный грант. Объединив два гранта, оформили целую улицу. Потом нам помог и новый мэр Октябрьска, и мы оформили еще один дом в центре.
– Ваш дом со шляпами стал частью проекта волонтеров по восстановлению старинных домов в историческом центре Самары, который прошел этим летом. Насколько перспективно это начинание, на ваш взгляд?
– Да, мы приняли участие в фестивале «Том Сойер фест», в рамках которого волонтеры буквально «оживили» три дома на улице Льва Толстого. Как раз одно из этих зданий мы превратили в игровое поле. Исторический центр Самары, конечно, умирает. Когда дома начинают оживлять таким образом, он становится видимым. Если это делать бережно, с душой, а не бездумно красить и вешать пластик, то в итоге это прекрасно смотрится. Я надеюсь, что ребят в этом начинании поддержат, потому что то, что они сделали, это подвиг. Хотелось бы, конечно, стряхнуть пыль со старой Самары, чтобы она вновь ожила. Если ее застроят высотками, то город просто потеряет свою аутентичность. Для меня Самара – это именно «старый» город, я так ее воспринимаю.
– Расскажите немного о себе. Вы архитектор, художник?
– Нет, я режиссер театра. Я много путешествовал, работал, потом вернулся в Октябрьск и понял, что он сильно изменился не в лучшую сторону и нужно это менять. Постепенно это вылилось вот в такие проекты, и сейчас у них появились перспективы.
– Каковы ваши дальнейшие планы?
– Сейчас мы запустим «Микрополис» также в Чапаевске. В дальнейшем хотим превратить его в модель, которую каждый сможет запустить в своем городе и начать в нем что-то менять, создавая новую параллельную реальность. Конечно, это процесс длительный, поскольку мы работаем с детьми, с молодежью. Но, кстати, когда взрослые это видят, тоже начинают подключаться к нам. Например, когда мы раскрашивали один из домов, они тоже взяли в руки кисти и раскрасили детскую площадку во дворе.
– Успехов Вам, Юрий!
– Большое спасибо!
Фото: Фото из архива Юрия Рычкова