В Самарской области предложили ужесточить требования к подрядчиками и поставщиками, задействованным в проведении капитального ремонта многоквартирных домов по федеральной программе. Причиной стали многочисленные нарушения норм, низкое качество работ и срывы сроков. Поправки в областной закон о системе капитального ремонта, разработанные депутатами Самарской губернской думы, позволят исключить возможность участия в торгах недобросовестных подрядчиков.
Многие жители Самарской области по-прежнему отказываются оплачивать счета, выставленные фондом капитального ремонта Самарской области. Собираемость платежей по итогам 2015 года в регионе составила всего 60 процентов. Главная причина – недоверие собственников к самой системе проведения и финансирования капитального ремонта. Помимо этого репутацию программы подмочили непосредственные исполнители работ на объектах, попавших в списки в первые два года ее действия.
Например, в прошлом году сразу несколько многоквартирных домов в Самаре и Тольятти остались глубокой осенью в буквальном смысле без крыши. Контракты по проведению работ отторговали лишь в августе, и в поставленные сроки подрядчики, которые должны были отремонтировать кровли, не уложились.
Жители других домов, включенных в планы по проведению капремонта в 2015 году, чуть не остались без тепла. Запуск отопительного сезона пришлось задержать из-за компании-исполнителей работ по замене внутридомовых сетей. «Пора давать тепло, а подрядчики срезали все батареи в доме, поставили не те полотенцесушители. И таких примеров множество», – рассказывает первый заместитель главы Самары Владимир Василенко.
В нескольких случаях подрядчиков уличили в замене материалов на менее качественные и более дешевые, при этом зачастую совершенно непригодные для выполнения требуемых видов работ.
Все перечисленные факты – прямое следствие не до конца отработанной процедуры отбора подрядчиков для проведения работ по капительному ремонту. В этом убеждены депутаты губернской думы, разработавшие проект поправок к закону Самарской области «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Согласно действующему нормативному акту региональный оператор – Фонд капремонта – привлекает подрядные организации на конкурсной основе с помощью проведения торгов в форме открытого аукциона или конкурса. В первом случае дает побеждает компания, предложившая наиболее низкую цену, во втором – лучшие условия. В последнем случае основными критериями оценки, которую проводит комиссия, становятся наименьшая стоимость услуг, применение современных энергоресурсосберегающих технологий при оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества, сроки оказания услуг, величина гарантийного срока и наличие опыта.
По мнению депутата губдумы Юрия Еременко, одного из авторов законопроекта, этих критериев, исходя из практики, оказывается недостаточно. «На наш взгляд, необходимо установить нормы, которые позволят не допустить к участию в торгах те компании, чье финансовое состояние и имидж могут негативно отразиться на проведении капитального ремонта. В частности, речь идет о компаниях с признаками банкротства, задолженностью перед бюджетами разных уровней, либо об организациях, чья деятельность приостановлена в связи с проведением разбирательств по делам об административных правонарушениях», – рассказывает народный избранник. Кроме того, исключить из участия в торгах предлагается те компании, которые уже были признаны, согласно закону о торгах и закупках, недобросовестными подрядчиками и поставщиками.
Все это, уверены авторы законопроекта, должно стать дополнительной гарантией на проведение полноценных торгов при отборе подрядных организаций, которые обязаны выполнить капитальный ремонт без необходимости впоследствии предъявлять к ним претензий по срокам и качеству оказания услуг.
Исполнителем законопроекта в случае его принятия должно стать областное министерство энергетики и ЖКХ. Именно этому ведомству предстоит скорректировать действующие регламенты. Чиновники областного министерства уже одобрили предложение губернских депутатов и предложили со своей стороны внести некоторые дополнения.
Поддержали инициативу и на уровне муниципалитетов. В частности, Владимир Василенко предложил рассмотреть вопрос о возможности задействовать в процедуре отбора подрядчиков управляющие компании. «Управляющие компании, которые на сегодняшний день занимаются обслуживанием дома, должны участвовать в определении исполнителей работ по капремонту. Именно они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы субподрядчик выполнил все мероприятия качественно и в срок. Ведь управляющей компании потом предстоит эксплуатировать отремонтированный жилой фонд», – поясняет Владимир Василенко.
Депутат Андрей Кислов убежден, что низкое качество работ по капремонту в большинстве случаев связано с тем, что в штате подрядчиков в основном специалисты низкого уровня, которые соглашаются работать за невысокую черную зарплату. Чтобы бороться с этим, предлагается на этапе торгов запрашивать в Пенсионном фонде сведения о налоговых отчислениях в Пенсионный фонд, которые производит компания.
Пока законопроект отправили на доработку, но уже в ближайшее время более полный пакет поправок будет вынесен на рассмотрение на заседание губернской думы.