Наследники, получившие доли в квартире, могут лишиться своей собственности. Эту недвижимость могут продать через аукцион принудительно, если наследникам с равными долями не удастся договориться. Такие поправки в Гражданский кодекс сейчас готовят в Госдуме РФ. Авторы идеи считают, что это позволит избежать семейных скандалов и мошеннических схем с наследственными квартирами.
Ранее российские власти не раз выдвигали предложения, как решить проблему с долевым наследованием недвижимости. Одни эксперты хотели запретить нотариусам оформлять завещание, если текущий владелец не смог определить единственное лицо, которому хочет оставить свою квартиру. Другие утверждали, что как минимум в завещании не должно быть наследников больше, чем комнат в наследуемой квартире или доме.
Однако единый механизм для таких сделок так и не появился. При этом «дележка» квартиры наследниками зачастую заканчивается семейными скандалами или вовсе становится объектом для мошеннических схем. Бывали случаи, когда предприимчивые люди выкупали у одного из наследников долю, а затем разными методами пытались выжить другого владельца доли, чтобы завладеть квартирой.
По данным Росреестра РФ, в 2015 году права долевой собственности на жилые помещения зарегистрировали более 4,5 миллионов россиян. Это более половины от всех физических лиц, оформивших права собственности на жилые помещения. Вместе с тем в России возросло количество незаконных сделок по продаже небольших долей в квартирах.
По новым поправкам в Гражданский кодекс, при долевом наследовании квартира через нотариуса поступает на аукцион, а вся прибыль от продажи жилья делится между наследниками согласно размерам их долей. Например, когда владелец квартиры завещал ее сразу нескольким родственникам или квартира досталась в наследство долями равноправным родственникам.
Сперва наследникам дается три месяца на поиск оптимального покупателя на эту недвижимость. При условии, что все собственники согласны продлить этот срок, он продлевается еще на три месяца. Выходит, у наследников фактически есть полгода, чтобы разрешить этот вопрос. Если за этот срок они не смогли определить единоличного владельца, то недвижимость должна быть в обязательном порядка продана через аукцион.
Член комитета Госдумы по вопросам собственности Андрей Свинцов пояснил в эфире радио «Говорит Москва», что подобная практика успешно работает во многих странах: «Такой механизм работает в Америке и в ряде европейских стран. Если эта процедура будет запущена на постоянной основе, то огромное количество людей скажут спасибо. Есть идея освободить эти сделки от подоходного налога. Чтобы вся эта денежная масса шла наследникам и чтобы эти доли не замораживались».
По словам ведущего юрисконсульта юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Ануш Арутюнян, конфликты между наследниками действительно происходят довольно часто: «Если говорить о практике решения подобных споров, они обычно разрешаются в досудебном порядке. Но встречаются принципиальные люди, точку в споре которых должен поставить только суд. К слову, решение суда – не панацея, порой оно разжигает еще большую ненависть между родственниками. Помощь юриста или другого посредника помогает сторонам решить возникший спор в досудебном порядке».
Правда, не все эксперты видят необходимость в появлении новых поправок. «По моему мнению, обязанность продавать унаследованное имущество нарушает право собственника по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом, – говорит председатель совета общественной организации «Правосознание» Алексей Бабин. – Не всем людям нужны деньги, кто-то реально нуждается в жилье и унаследованная доля в квартире будет для человека спасительной. Средства, вырученные от продажи доли, далеко не всегда могут позволить приобрести другое жилье».
У юриста возникает много вопросов и к самой процедуре продажи квартиры через аукцион. Например, что будет, если за три месяца квартиру не продадут и если один из наследников будет против продления срока? Также законопроект не поясняет за чей счет будет проводиться аукцион, кто его организует и кто будет подписывать документы по продаже – один или все наследники.
Кроме того, собеседник считает, что есть другие более эффективные меры, которые направлены против мошенничества с наследственными квартирами. Напомним, что в марте этого года Верховный суд РФ пояснил, что собственники незначительных долей в квартире не могут претендовать на вселение. Незначительной считается доля, которая меньше одной четверти площади. Ведь фактически собственники не смогут использовать эту долю без нарушения прав собственников, имеющих большую долю.
«Таким образом, проблема возможного мошенничества с долями в квартире сводится к минимуму, – уверен Алексей Бабин. – А несколько наследников уже сами смогут договориться – жить в квартире совместно или продать ее. Главное, что они будет сами принимать данное решение».
Юрист Ануш Арутюнян также полагает, что законопроект сырой и требует доработки: «Конечно, радует сама идея, что люди начали задумываться о проблемах наследственного имущества, но способ решения этой проблемы некорректен. Приводить в качестве примера опыт других стран считаю не совсем справедливым. Ведь в каждом государстве свои законы, свой менталитет и подводить все под общую гребенку не правильно. Если более детально рассмотреть инициативу, полагаю, что он все-таки проблему не решит».