На трех станциях городского метрополитена в этом году будут установлены новейшие высокотехнологичные системы защиты. Оснащение метро в областном центре и других городах страны произойдет в рамках федеральной программы «Обеспечение безопасности населения на транспорте». Новые системы безопасности представляют собой устройства, совмещающие современную систему видеонаблюдения с искусственным интеллектом.
Для усиления защиты от террористических актов на станциях метрополитена крупнейших российских городов появятся новейшие системы видеонаблюдения. Как сообщило представительство Минтранса в своем докладе правительству России, программа по защите российских метрополитенов от опасности террористических актов будет осуществляться в рамках федеральной программы «Обеспечение безопасности населения на транспорте», выполнение которой рассчитано на 2010-2014 годы.
В целях снижения опасности проведения террористических актов в местах большого скопления людей планируется, в том числе, создать многоуровневое информационное пространство в виде взаимосвязанных автоматизированных информационных и аналитических систем. Эти системы будут строиться по территориально-распределительному принципу с единым центром управления базами данных в области обеспечения транспортной безопасности, – говорится в правительственном распоряжении.
Само возникновение программы было продиктовано террористическим прецедентом – подрывом шахидок-смертниц в марте 2010 года на столичных станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». В рамках программы интеллектуальной защиты метро все метрополитены страны будут оснащены hi-tech-оборудованием, способным пропускать через себя пассажирские потоки и вычленять в толпе людей, которые числятся в актуальных криминальных или оперативных базах данных, а также пассажиров, чье поведение вызывает подозрения. Новая технология программного оборудования сумеет с высокой степенью достоверности распознавать лица. По предварительным оценкам экспертов и поставщиков, вероятность того, что система сумеет «высмотреть» потенциального террориста в толпе, составит 80%.
Технология работы новшества такова: камера видеонаблюдения в режиме реального времени автоматически «ловит» изображение подозреваемого в толпе и самостоятельно идентифицирует его. Однако для того, чтобы новое оборудование функционировало успешно, необходима постоянная связь с интегрированными базами МВД и спецслужб, содержащими фотографии и информацию о разыскиваемых преступниках. Помимо современных систем наблюдения также будут установлены металлодетекторы и газоанализаторы, которые будут работать с видеосистемой вкупе и позволят находить взрывчатку. После того как система безопасности и предупреждения будет опробована в метро, подобным образом будут оснащены аэропорты и автовокзалы.
Повышать безопасность планируется начать с самых оживленных, а, следовательно, террористически уязвимых станций. Например, по предварительной оценке, в Самаре будут оснащены как минимум три станции метро. Для сравнения, в Петербурге новейшая система безопасности будет установлена на 14 станциях метро, в Москве же количество «укрепленных» станций будет максимальным.
На высокотехнологичную защиту метрополитена государство планирует потратить 47 миллиардов рублей, из них на защиту подземки пойдет почти четверть этой суммы.
Использование интегрированных «умных» комплексов безопасности для предотвращения терактов на общественном транспорте оценивается экспертами рынка как перспективное направление. По словам менеджера проектов компании «Итерра» Евгения Долгаева, основное преимущество использования подобной системы состоит в значительной экономии человеческого ресурса и временных затрат, которых требует работа по предотвращению террористической деятельности.
«Данное направление перспективно, потому что позволит уменьшить количество операторов, занимающихся просмотром и обработкой видеозаписей в местах массового скопления людей, а также сэкономит время поиска подозреваемых. Интегрированные комплексы безопасности представляют собой симбиоз современной системы видеонаблюдения и искусственного интеллекта. И хотя 100%-ным распознаванием лиц в толпе подобные устройства еще не обладают, уровень узнаваемости в 80-90% все же довольно высок. Современная система, аналоги которой будут установлены на станциях метро, фиксирует контуры лица пассажиров в виде сетки, состоящей из множества точек, по расположению которых устройство воссоздает лицо и сопоставляет его с изображениями преступников и подозреваемых, занесенных в архив МВД».
Согласно распоряжению правительства РФ, на первом этапе реализации программы, который продлится до 31 марта, наиболее уязвимые для терроризма объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства будут оснащены «специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими уменьшение их уязвимости от актов незаконного вмешательства». Это значит, что именно до этого срока на защиту пассажиров самарской подземки встанет новое hi-tech-оборудование.