По данным целого ряда социологических опросов, рекламные SMS-рассылки от телеком-компаний раздражают абонентов не меньше спама, приходящего на электронную почту, или спам-SMS, которые поступают с различных коротких номеров. Можно ли отписаться от этих «посланий» и много ли самарцев предпочитает пребывать в неведении относительно новых акций и услуг?
Причины «нелюбви» к сервисным SMS
Среди пользователей социальных сетей популярна печальная шутка: «Одиночество – это когда на твой телефон приходят SMS только от оператора связи». Действительно, сервисные и рекламные SMS, предлагающие абоненту новые услуги, тарифы или развлечения, поступают на телефоны многих самарцев почти каждый день, а то и по нескольку раз в день. Те из них, в которых содержится информация о платежах и тарифных опциях, безусловно, информативны и полезны для абонента. Но большая часть сервисных SMS регулярно отправляется в «корзину» даже без прочтения.
«В рекламных и сервисных сообщениях от операторов связи и телеком-провайдеров для меня есть два неудобства, – делится жительница Самары Евгения Щелокова. – Первое – сообщение о новых тарифных планах или об очередном беспрецедентном розыгрыше может прийти на мой телефон как в пять часов утра, так и в два часа ночи. Это очень неудобно: приходится ставить телефон на беззвучный режим, а потом из-за этого находить в журнале телефона пропущенные звонки. Второй момент, который меня категорически не устраивает в SMS-рассылках от оператора, – сложность в приостановлении этой услуги. Мне интересны только детали, которые касаются моего тарифа, все предложения касаемо развлекательных сервисов, розыгрышей и мобильных приложений меня не интересуют вовсе. Я пыталась отписаться от рассылки в личном кабинете на сайте оператора, но сообщения по-прежнему приходят. Еще одна головная боль – SMS от моего бывшего интернет-провайдера. Представители компании просто взяли мой номер телефона из текста договора и теперь постоянно присылают мне предложения об акциях и скидках. Когда такие SMS единичны, на них не обращаешь внимания, но когда рассылка становится «агрессивной», это доставляет неудобства».
В ответ на подобные абонентские жалобы представители телеком-операторов утверждают: существует строгая регламентация, которая упорядочивает время SMS-рассылки и количество отправляемых сообщений. Например, программные настройки рассылки сервисных сообщений предполагают отправку сообщений от оператора сотовой связи МТС на номера абонентов строго с 9:00 до 19:00. Еще пример – сервисные и рекламные сообщения от «Билайн» рассылаются с 10:00 до 21:00 без привязки ко дню недели. PR-менеджер самарского филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Наталья Муравец сообщила, что время отправления рекламно-информационных сообщений абонентам «Дом.ru» также регламентировано: «в будние дни с 10:00 до 20:00 и не ранее 12:00 в выходные». «Исключения составляют только сообщения о технических работах, связанных с возможными перебоями в работе сети», – добавляет Наталья Муравец.
Регламентируются и количество сообщений, и периодичность рекламной рассылки. Как рассказала специалист по связям с общественностью ОАО «МТС», макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова, ограничения по рассылке таких SMS абонентам довольно жесткие – «не более пяти сообщений в месяц». «Ограничения не касаются автоматических системных сообщений (например, о пополнении баланса или о пропущенных вызовах) и экстренных сообщений о чрезвычайных ситуациях», – добавляет Екатерина Карпова. Директор Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Константин Чудаков отметил, что каждому абоненту «Билайн» сервисная служба оператора еженедельно отправляет не более пяти SMS. Абоненты «Дом.ru» получают, как правило, не более одного сервисного сообщения в день. Иными словами, для всех абонентов, уверенных, что оператор связи буквально «засыпает» их коммерческими предложениями и рекламной информацией, совет прост: посчитать количество сервисных SMS, приходящих на их номер, и четко отделить среди них сообщения оператора от сообщений «сторонних организаций». Естественно, за количество присланных сообщений от коммерческих компаний, оператор ответственности не несет.
Как отписаться от рассылок?
Пункт о том, что абонент согласен получать информацию от своего оператора связи или интернет-провайдера, содержится в договоре на оказание услуг связи. Подписывая это соглашение с телеком-оператором, человек автоматически дает согласие на получение SMS-рассылок. Впрочем, участники телеком-рынка утверждают, что отказаться от рекламно-информационных сообщений абонент может в любое время. В большинстве случаев алгоритм действий схож.
Как рассказала Екатерина Карпова, для отмены SMS-«подписки» существует несколько возможностей. «Можно позвонить в Контактный центр по бесплатному номеру 0890, воспользоваться сервисом «Интернет-помощник» в региональном разделе сайта компании, написать заявление в салоне связи МТС или набрать на своем мобильном телефоне комбинацию *111*374#. Однако в этом случае абонент не будет получать и информацию об изменениях на своем тарифном плане, экстренные сообщения в случае чрезвычайных ситуаций и другую важную информацию», – предупреждает Екатерина Карпова. Иными словами, либо абонент с помощью SMS-рассылки владеет всей информацией – и полезной, и рекламной, либо не владеет никакой.
Константин Чудаков сообщил, что отписаться от сообщений оператора связи «Билайн» можно, позвонив со своего мобильного по номеру центра поддержки клиентов 0611 или 8 (800) 700-00-80 и сообщив о своем желании сотруднику службы.
Если отключить сервисную рассылку захочет абонент «МегаФона», то у него также будет несколько способов это сделать: прийти в один из салонов оператора, отписаться от рассылок на официальном сайте или связаться с оператором информационной службы. Для этого нужно позвонить по бесплатному номеру 0500 и, предоставив свои паспортные данные, отключить все рекламно-информационные рассылки, которые поступают на телефон.
Как рассказала Наталья Муравец, если у абонента компании возникает желание отключить сервисные сообщения, то ему необходимо выполнить следующие действия: «обратиться в любой центр продаж «Дом.ru» и написать там заявление об отказе от информационного обслуживания. После поступления заявления на договоре абонента делается соответствующая пометка, и SMS-оповещения этот абонент в дальнейшем получать не будет. Однако, если у абонента есть дебиторская задолженность, SMS-сообщения с просьбой данную задолженность погасить будут отправляться ему до момента погашения».
Впрочем, по словам представителей телеком-компаний, лишь немногие пользователи предпочитают полностью отписаться от информационно-рекламных сообщений. Екатерина Карпова отмечает, что на сегодняшний день число подключивших услугу «Запрет приема информационных SMS и MMS с сайта МТС» не превышает 4% по всему Поволжью. Получается, что сервисные и рекламные SMS от оператора большинство абонентов воспринимает как повседневный «раздражитель», действие которого можно сравнить с неудобной электронной почтой или непонятным интерфейсом браузера. Иными словами, это нечто, что периодически досаждает на бытовом уровне, но исправить эту ситуацию стремятся далеко не все. Либо не хватает времени на такие «мелочи», либо попросту не хватает мотивации.
Фото: Фото с сайтов Soccersim.ru, Mashable.com