Самарские абоненты телеком-операторов в Новогоднюю ночь «протестировали» качество сотовой связи и скорость доставки SMS-сообщений и интернет-трафика. В целом поздравить близких по мобильному телефону в Новый год удалось большинству опрошенных горожан. Однако эксперты телеком-рынка неумолимы: телефоны как праздничное средство связи все больше вытесняют интернет-сервисы.
Объем телефонных звонков и SMS-сообщений, а также интернет-трафик в праздники традиционно возрастают. Ежегодно операторы связи и интернет-провайдеры публикуют отчеты, в которых сообщают о том, что мобильная сеть успешно выдержала новогодние нагрузки, и приводят внушительную статистику поздравительных абонентских звонков и сообщений. С другой стороны, многие абоненты после Новогодних праздников традиционно жалуются, что связь была не на высоте: SMS доходили с опозданием или не доходили вовсе, дозваниваться также удавалось не с первого раза, а скорость Интернета по сравнению с обычным будничным вечером была существенно ниже. Есть и третья точка зрения: сегодня аналитики отмечают, что в последние год-два нагрузка на мобильные сети объективно стала меньше – многие предпочитают поздравить друг друга с праздниками в Интернете, нежели воспользоваться услугами оператора сотовой связи.
Корреспондент IT63.ru с помощью самарцев-абонентов разных операторов решил разобраться: какой же была сотовая связь в первую ночь нового года? А мнения рядовых пользователей, которые звонили и отправляли SMS, дополнили комментарии экспертов телеком-рынка.
Мобильный Новый год: практика самарцев
Пожалуй, тех жителей города, которые вообще не воспользовались мобильным телефоном в новогоднюю ночь, можно пересчитать по пальцам. Все прочие хоть раз, но позвонили родственникам или друзьям, или отправили SMS-сообщение. Времена, когда дозвониться до собеседника в Новогоднюю ночь было практически невозможно, давно ушли. Операторы сотовой связи заранее готовятся к возросшим нагрузкам, и, как правило, большинству из их абонентов удается связаться со своими собеседниками.
Респонденты сайта IT63.ru подтвердили: сотовая связь в Самаре в ночь с 31 декабря на 1 января была в целом довольно устойчивой, за исключением частных случаев, которые «распределились» среди абонентов неравномерно. Кто-то не сумел отправить 1-2 сообщения, а кто-то не мог дозвониться до нужного абонента в течение нескольких десятков минут.
Самарец Анатолий Карпенко, абонент МТС, рассказывает: «До половины двенадцатого ночи SMS отправлялись быстро и с первого раза, дозвониться тоже удавалось сразу. Зато в последние минуты старого года и в первый час наступившего связь была неустойчивой. Позже выяснил, что SMS-сообщения, отправленные немного за полночь, не дошли до адресатов. Дозванивался через раз: на тот же МТС брату дозвонился с первого раза, а вот на «билайновский» номер сестры – раза с четвертого. Сеть была занята, звонок даже не проходил, «сбрасывался» сразу».
Жительница Самары Алина Пикова, которая является абонентом «Билайн», помимо звонков и сообщений успела «протестировать» и новогодний мобильный Интернет. «Ровно в полночь отправила друзьям MMS, около 10 друг за другом. Все дошли до адресатов, ответы также получила в течение короткого времени, – говорит девушка. – Мобильный Интернет также работал, но, конечно, скорость загрузки страниц оставляла желать лучшего. Специальными приложениями скорость доступа я не замеряла, но создалось ощущение, что Интернет работал вдвое медленнее, чем обычно. Устно почти никого не поздравляла, позвонила лишь маме на «МегаФон», дозвонилась почти сразу. Связь немного «ухала», фонила, но в целом мы друг друга услышали и поздравили». А другой самарский абонент «Билайн» Олег Прохоров стал жертвой собственной забывчивости. «Под самый Новый год мой баланс оказался на нуле. У меня подключена услуга автоматического пополнения баланса с банковской карты. Обычно, когда на телефоне заканчиваются деньги, счет пополняется буквально через несколько минут. Однако 31 декабря услуга не сработала. Бежать к платежному терминалу было уже поздно, поэтому по старой памяти решил воспользоваться услугой «Доверительный платеж». Однако деньги на мой счет пришли ровно через сутки».
Жительница Самары Ирина Полищук, которая является абонентом компании «МегаФон», рассказала IT63.ru, что основным недостатком, который она заметила в работе оператора связи в Новогоднюю ночь, стала временная задержка SMS. «Сообщение от друзей мне пришло около половины третьего ночи, хотя отправили ее они ровно в полночь. Подруга позвонила сразу после боя курантов и сообщила, что звонит «вдогонку к только что отправленному сообщению». Текст сообщения пришел полностью, только в «пути» задержался. Мои несколько SMS, которые я отправляла иногородним родственникам, также немного «зависли» по дороге: отчеты об их доставке я получила в течение нескольких часов после отправления». О схожем неудобстве сообщил и самарец Максим Матченков, абонент компании «СМАРТС»: «Несколько из отправленных мной сообщений вообще не дошли до адресатов, хотя пара из них отправлялась внутри сети. Прозвоны и обрывы разговоров также были, но эти проблемы возникают периодически, не только во время праздников, поэтому особой разницы я не заметил».
Что касается тех, кто в Новогоднюю ночь выходил в Сеть, то многие из них также отмечают вполне оправданное снижение скорости доступа – в большей или меньшей степени. Самарский абонент компании «Скартел» (Yota) Никита Тимохин отмечает, что за Новогоднюю ночь выходил в Интернет дважды: около половины двенадцатого и около трех часов ночи. «Скорость накануне полуночи меня не разочаровала: она была в среднем такой же, как обычно. Когда вышел в Интернет в три часа утра, показалось, что страницы грузятся медленнее. Проверил скорость доступа с помощью speedtest'а – примерно до 12 Мбит/с скорость упала с привычных 15. Минут через десять все стабилизировалось». А самарец Анатолий Карпенко рассказал о своем опыте новогоднего скачивания с помощью МТС-модема: «В предновогодний поздний вечер скачивал фильм, чтобы не пропал уже оплаченный в декабре трафик. Фильм весом 1,5 ГБ на мой смартфон скачался примерно за один час пятнадцать минут. Скорость измерял по программе МТС-коннект: в среднем она составляла около 4,2 Мбит/с, максимальная за весь период скачивания достигала 4,5 Мбит/с».
Новая тенденция: Интернет популярнее звонков и SMS
Параллельно с ежегодными отчетами мобильных операторов об объемах новогоднего голосового и текстового трафика сразу несколько экспертов рынка сотовой связи выразили консолидированное мнение: постепенно новогодние звонки и SMS уступают место онлайн-поздравлениям по Skype или в социальных сетях.
Как отмечает партнер консалтингового и аналитического агентства AC&M Consulting Антон Погребинский, сейчас «операторы уже не испытывают той нагрузки на сеть, которую испытывали еще несколько лет назад. Люди предпочитают ненадежной сотовой связи поздравления посредством социальных сетей, Skype и проводных телефонов, в результате «мобильные» итоги Новогодней ночи год от года становятся хуже».
Поздравлять иногородних друзей и родственников по Интернету дешевле: не нужно переплачивать за мобильный роуминг. Особенно если нужно связаться с человеком из другой страны – здесь интернет-телефония или соцсети незаменимы. Именно эти сервисы и «перетягивают» на себя пользователей, создавая тенденцию: новогодний телеком-трафик «утекает» в Сеть.
Другой эксперт рынка, руководитель аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков оперирует цифрами: «Если в прошлом году операторы заработали на SMS более 1,3 миллиарда рублей, то в этом году выручка составила уже меньше одного миллиарда. Те, кто отмечает праздник дома, больше доверяют обычному телефону и Интернету, а люди, находящиеся на улице или в гостях, пользуются беспроводным доступом в Интернет. На падении новогодней выручки сказывается не только переход россиян в социальные сети, но и снижение уровня доверия к сотовым сетям в дни праздников, когда люди часто не могли дозвониться друг до друга, а поздравительные SMS приходили абонентам с опозданием на сутки».
Иными словами, в снижении интереса пользователей к мобильным сетям виноваты два фактора: стремительно растущая популярность интернет-сервисов и технические несовершенства мобильных сетей в «экстремальных» праздничных условиях. Сами операторы связи хоть и признают факт падения новогоднего трафика, но, естественно, сенсации из этого не делают. Однако статистика красноречива. Например, по данным компании МТС, количество SMS-сообщений, отправленных российскими абонентами в Новогоднюю ночь 2013, составило 300 миллионов. Цифра внушительная, однако она почти в два раза меньше, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Конечно, полностью интернет-поздравления не вытеснят SMS и телефонные звонки: все же связь с друзьями и родными посредством телефона остается более тесной и «человечной». Однако многие современные абоненты все же предпочитают поздравлять с праздниками лично – позвонив или написав SMS – лишь самых близких и дорогих людей, а для связи с остальными знакомыми и родственниками выбирают более обезличенную виртуальность.
Фото: Фото с сайтов Corporacia.ru, Digg.com