Самарские «Крылья» все больше внимания уделяют работе с теми, кто за них переживает. Конечно, и прежде люди, поддерживающие команду, не оставались «без присмотра», но полтора года назад в клубе был создан отдел, занимающийся исключительно болельщиками. Как протекает его работа? Чего стоит ожидать в ближайшем будущем? Собеседником портала Samara24.ru стал Вячеслав Зимнюков, специалист отдела по работе с болельщиками ФК «Крылья Советов».
Болельщик – состояние души, а не «отметка» на стадионе
- Поэт Сергей Лейбград, перефразируя другого поэта Евгения Евтушенко, сказал, что футбол в Самаре больше, чем футбол. Это действительно так?
- Для мужской части населения Самары это, конечно же, так. У нас ведь больше нет ни одной команды, которая бы претендовала на такое же внимание болельщиков. И, думаю, это заслуженно, ведь футбол во всем мире недаром называют спортом номер один. Футбол в Самаре – это не просто футбол, но и образ жизни. Все самарские мужчины так или иначе проходят через это. Кто-то задерживается с «Крыльями Советов», кто-то темой не проникается, но не бывает такого, чтобы человек прошел совсем мимо, ничего не зная о команде.
- Пытался ли кто-нибудь подсчитать, сколько у «Крыльев» болельщиков?
- Кто-то, может быть, и пытался… Но оценить это довольно сложно. Думаю, их несколько сот тысяч человек.
- Кого именно, в таком случае, можно называть болельщиком?
- Это человек, который хотя бы иногда ходит на футбол. Или, если не ходит, то все равно так или иначе следит за любимой командой. В любом случае, он в курсе успехов и неудач, в курсе основных происходящих событий. Я знаю многих болельщиков, которые на «Металлург» выбираются редко, и при этом переживают за «Крылья Советов». Да, они болельщики. Почему нет? Они ведь переживают по-настоящему.
В то же время, некоторых зрителей на трибунах болельщиками назвать сложно. Они идут на футбол и даже примерно не представляют, на каком команда месте, кто в ней играет, «в какой наши форме»… Они приходят исключительно ради компании, или же потому, что кто-то им сказал, что это модно. Например, существует мнение, что если ты едешь в Испанию, ты обязан посетить игру «Реала» или «Барселоны». Даже если ты далек от футбола, сходить в Испании на футбол – признак хорошего тона. В Самаре иногда получается аналогичная ситуация.
Болельщики бывают разные…
- Какие болельщики бывают? Можно ли использовать классификацию, условно разделяющую их на «кузьмичей» и «фанатов»?
- «Кузьмичи» – это такое понятие… Исключительно «совковое», псевдо-обидное. Это те болельщики, которые не несут с собой фанатскую субкультуру. В чем отличие «простых» болельщиков от фанатов? В общественном мнении, «фанаты» – это агрессивная, молодая, пьяная толпа, порой совершенно далекая от футбола. На самом деле, это совсем не так.
Многие люди из подобной толпы в действительности никакого отношения к футбольному фанатизму не имеют. Но в Самаре таких, к счастью, очень мало, буквально единицы. Наши болельщики – одни из самых хороших в стране. Их нельзя сравнить, например, со столичными болельщиками, которые создают существенные проблемы как органам охраны правопорядка, так и футбольным клубам.
- Может быть, дело в том, что в столице их просто больше?
- Я бы сказал, что в столице вообще все происходит иначе. Там фанатская субкультура среди болельщиков является основным направлением. Значительная масса людей, которая на сегодняшний момент ходит в Москве на футбол, – это люди, прошедшие околофутбольную «фанатскую школу». Если посмотреть на трибуны во время рядовых матчей чемпионата, то там, в основном, находятся представители всяческих фан-движений.
«Обычные» болельщики посещают лишь ключевые игры – дерби или встречи с лидерами первенства. В провинции ситуация иная. На футбол ходит очень много людей, действительно любящих и понимающих футбол – болельщики, далекие от фанатизма. Те самые «кузьмичи», которых лично я так назвать не могу, потому что отношусь к этому с большим пониманием.
Кто разорвет замкнутый круг?
- Если команда играет хорошо, задорно, то стадион активно ее поддерживает. Если же у команды игра не получается, стадион зачастую замолкает. Откуда в таком случае футболистам брать силы, чтобы переломить ход событий? Нет игры – нет поддержки, нет поддержки – нет игры. Замкнутый круг получается.
- Думаю, в такой ситуации болельщики должны заводить команду, надо ей помогать. Если соперник явно выше классом, то иногда именно за счет поддержки болельщиков команда, которая должна, вроде бы, проиграть, вырывает победу, как говорится, «на жилах», на эмоциях. Вот эти эмоции могут и, наверное, должны дарить футболистам болельщики. Слыша поддержку трибун, игроки способны завестись и показать на поле такое, чего от них никто не ожидал. Все зависит от нас. Все-таки, стадион – это не музей, а бурлящий, кипящий котел.
- Бытует мнение, что отдельным футболистам-миллионерам нет никакого дела до зрителей, собравшихся на трибунах…
- Я не знаю, что происходит в других клубах, а в «Крыльях Советов» сейчас отличный коллектив. Мне кажется, никогда прежде в самарской команде не было такого сплоченного коллектива игроков. Например, на выезде раньше далеко не всегда бывало так, что футболисты после матча (неважно, выигранного или проигранного) подходят к гостевой трибуне и благодарят болельщиков. Лет десять назад, если игрок подходил к трибуне, это был праздник для тех, кто совершил выезд в поддержку команды. А теперь футболисты «Крыльев» всегда подходят к своим болельщикам. Так что я не могу сказать ни о ком из членов команды, что он плохо относится к нам или отбывает номер на поле. Хотя где-то в других местах могут быть и обратные примеры.
Скоро болельщики смогут объединиться в клуб
- Много ли хлопот доставляют болельщики «Крыльям Советов»? Например, штрафы за пиротехнику, брошенную на поле или нечто подобное?
- У нас в текущем году не было ни одного штрафа за брошенную на поле пиротехнику. Работа с болельщиками ведется, и они не бросают фаеры на газон. Все прекрасно понимают, что в этом нет никакого смысла. Клуб сейчас помогает болельщикам, недавно для них был организован турнир, в котором могли принять участие все желающие. Подобные турниры будут организовываться и в дальнейшем, причем планируется, что это будет происходить несколько раз в год. В начале сезона клуб организовал чартерный рейс в Грозный, на игру с «Тереком», которая открывала чемпионат.
- Планов развития работы с болельщиками много?
- В следующем году запланировано ввести систему поощрения для тех, кто посещает выездные матчи. За каждый выезд будет начисляться определенное количество баллов. Люди, набравшие большинство очков, получат от клуба приятный приз. Кроме того, в 2009 году будет создан клуб болельщиков «Крыльев Советов», куда сможет вступить любой желающий. Члены клуба будут получать всевозможные скидки и бонусы.
- Вероятно, вступление станет не бесплатным?
- Вступительный взнос, конечно, будет. Но в дальнейшем этот взнос окупится с лихвой, если человек действительно поддерживает свою команду. К тому же, деньги будут тратиться не куда-то, а исключительно на работу с болельщиками: организацию выездов, турниров и так далее. Подробная информация об этом через некоторое время будет опубликована.
«Гладкий» выезд – это когда никто не поехал
- Насколько сложным является процесс организации выездов?
- Процесс действительно сложный, прежде всего, потому что он пока не носит массового характера. В этом году среднее число болельщиков на выездном матче – 100 человек или чуть больше. Где-то было двести, где-то – пятьсот, а где-то – всего двенадцать-пятнадцать. И сложность в том, что эти люди абсолютно разные, в том числе и по своему материальному положению.
Соответственно, они хотят добираться на выезд на разном транспорте, хотят сидеть на разных трибунах, у них совершенно разные интересы. Объединяет их только любовь к футболу. Если мы хотим их всех на выезд отвезти, мы должны предоставлять им разные виды транспорта. Но у нас иногда просто не набирается нужное количество желающих, чтобы заполнить транспортные средства.
- Какой выезд в этом году стал самым проблемным?
- Я бы сказал, что «гладких» выездов не бывает в принципе. «Гладкий» выезд – это когда никто не поехал, в таком случае проблем вообще ни у кого нет (смеется). В принципе, в этом году ничего неразрешимого в поездках, к счастью, не происходило. Да, были какие-то нюансы, но это бывает, увы, постоянно. Самым спокойным, как ни странно, получился выезд в Грозный (улыбается). Нас там везде возили в оцеплении ОМОНа и одних никуда не выпускали.
Движение вперед маленькими шагами
- Заметно меняется культура болельщиков в Самаре с течением времени?
- Если оглянуться на 10 лет назад, тогда здесь вообще не было болельщицкой культуры. Например, весь фанатизм состоял из 20 человек на северной трибуне. Самым массовым выездом долгое время был выезд на «Динамо», куда как-то раз съездило 70-80 человек. Это было рекордом до того момента, как «Крылья» стали играть в гостях с саратовским «Соколом». Тогда рекорд удалось побить – в Саратов поехало около 400 человек. С тех пор постепенно, очень медленными шажками мы продвигались в плане боления дальше.
И лишь в прошлом году, после выделения целого восьмого сектора на северной трибуне стадиона для тех, кто активно поддерживает команду, начался заметный подъем посещаемости выездных матчей. Естественно, мы сейчас не рассматриваем финал Кубка России в 2004 году, когда на матч с «Тереком» в Москву отправилось около 10 тысяч человек. Тот матч все-таки стоит особняком.
К фан-движению сейчас присоединяется молодежь, которая начинает активно ездить по стране. Этот процесс наблюдался и раньше, но тогда особо не было видно, куда дальше развиваться. А сейчас на «Металлурге», по крайней мере, один сектор активнейшим образом поддерживает «Крылья Советов» на протяжении всего матча. И команда, когда видит, что на трибунах праздник, когда ощущает поддержку, играет, поверьте, гораздо лучше. Примеров тому в этом сезоне было уже несколько – взять хотя бы домашние матчи с «Локомотивом» или «Динамо».