Самару посетил MC Xander – уличный музыкант, битбоксер, путешествующий по городам Европы и выступающий исключительно «вживую». В российских клубах прошла презентация его дебютного альбома «Eyeopeness».
Алекс родился в 1983 году в Кении, вырос в Шотландии. Свою карьеру начал в качестве MC в лондонском клубе The End, став резидентом известных вечеринок Chew the Fat. Также в качестве вокалиста сотрудничал с Rennie Pilgim и Eddie Temple Morris, отметился в супер-хите DJ Hyper «We control».
Свои предпочтения MC Xander отдает reggae, dancehall, hip-hop, dubstep и drum and bass, одновременно экспериментируя с IDM и другими направлениями электронной музыки. Его тексты наполнены глубочайшим смыслом и, скорее, являются современной поэзией, которая тонко затрагивает темы «вселенского разума», экологии, духовности и природы человека. Наш корреспондент пообщался с набирающим популярность битбоксером.
– Алекс, расскажи, как ты пришел в битбокс, и кто тебя научил имитации звуков?
– В юности я участвовал в одном бэнде. Я был там в качестве МС, вокалиста. Коллектив наш был не очень популярным, у нас было не особо много гастролей. Иногда бас-гитарист издавал различные звуки под бас-гитару. И как-то люди попросили меня в шутку: «Алекс, сделай имитацию звука баса или ритмов». Я попробовал и понял, что у меня получается. А потом понял, что это круто и всем нравится, причем мой битбокс людям нравился больше, чем все то, что делала наша группа.
– Какой смысл ты вкладываешь в битбокс?
– Мне не нравятся всякие политические и околополитические темы. Мне не нравятся те темы, которые сейчас популярны – это деньги, тачки, девочки. В свои тексты я стараюсь вкладывать философский смысл: это экзистенциальные темы, размышления о том, кем является человек, какова его цель в жизни, каков его смысл существования.
– Какими достижениями ты гордишься?
– Если говорить о достижениях в моей профессии, то мне трудно что-то выделить, потому что я занимаюсь музыкой всю жизнь. В чемпионатах по битбоксу я не участвую, я принимал участие в них раньше, в молодости. Сейчас мне это не интересно, я больше занимаюсь сольными выступлениями.
– Ты считаешь себя в первую очередь музыкантом или ты больше битбоксер?
– Однозначно музыкантом. Битбокс – это что-то вроде инструмента, такого же, как гитара или пианино, который можно использовать для создания музыки. И не более того.
– Ты много путешествуешь. От чего ты получаешь больше драйва – от уличных выступлений или от концертных и клубных?
– Я сам очень долго размышлял на эту тему. Дело в том, что в каждом виде выступления есть свои положительные и отрицательные стороны. Например, минус уличного выступления состоит в том, что люди, которые на тебя смотрят и тебя слушают, видят тебя впервые и понятия не имеют, кто ты такой. В клубы же люди приходят именно на тебя, они знают твое творчество, они подпевают тебе. В Штатах популярны евангелические выступления в церквях – это когда собирается хор, который исполняет песню и все кричат: «аллилуйя». И это похоже на ситуацию с клубными выступлениями. Положительный момент уличного выступления в том, что на улице люди останавливаются около тебя. Если им интересно, они слушают и потом втягиваются, если же нет – идут дальше. Это основное отличие уличного выступления от клуба.
– Был ли у тебя опыт уличного выступления в России?
– Нет! (начинает ежиться). У вас очень холодно (смеется). Летом, возможно, выступил бы.
– Твой новый альбом называется «Eyeopeness». Какой смысл ты вложил в это название? Что оно значит?
– Приведу пример. Мы живем, ходим, гуляем, общаемся с людьми и не видим в действительности того, что происходит. Например, сейчас я сижу здесь и не знаю, что происходит на сцене. Возможно, там случилась какая-то неприятность или проблема. А, может быть, где-то на столике в зале сейчас стоят красивые цветы, но я их не вижу, потому что я закрыт для восприятия. Есть различные пути – они бываю сложные, легкие, но очень важно самостоятельно открыть свое сознание, свой разум. Важно стараться смотреть по-другому – шире – на те вещи, мимо которых мы обычно проходим. В первую очередь, это практика важна для меня самого. Когда я был моложе, я на многие вещи не обращал внимания, мое сознание было как будто «зашторенным».
– Не так давно ты носил длинные волосы и бороду, ты любишь регги. Связывает ли тебя что-нибудь с растафарианством, помимо внешних атрибутов?
– В первую очередь, я не раста (смеется). Растафарианство – это религия, такая же как христианство, как мусульманство. Я не религиозен. Религия – это некий институт, который основан на каком-то учении и несет в себе определенный смысл.
Я предпочитаю брать какую-то интересующую меня информацию из разных учений, немного оттуда, немного отсюда, и создаю свое собственное представление о мире и жизни.
Мне очень нравится наука. Мне интересно наблюдать какие-то моменты и детали, рассматривать какие-то вещи под микроскопом и смотреть, из чего они сделаны.
По моему мнению, сейчас в 21 веке у нас огромное количество проблем: это какие-то депрессии, внутренние переживания людей, войны, прочие трудности. По моему мнению, религия не способна решить их. Поэтому каждый человек должен находить свой путь, чтобы понять, как жить в этом мире.
– Чем, по твоему мнению, русский битбокс отличается от английского?
– Это хороший вопрос. На самом деле, на него сложно ответить, потому что я общался с небольшим количеством русских битбоксеров. Есть опыт общения с Masta Mic. Он очень веселый, постоянно шутит, у него есть свой стиль. В Англии битбоксеры более серьезные.
Еще я знаком с Вахтангом – он очень крут, делает потрясающие вещи. Могу сказать, что в России битбоксеры стараются более глубоко передать звуки – слоями. Мне очень нравятся российские битбоксеры, они делают интересные вещи.
– Ты уже неделю гастролируешь по России. Ты попал как раз на празднование Масленицы. Довелось ли тебе попробовать русские блины?
– Да, я пробовал блины. Еще я видел блины с икрой. Мне очень хотелось их попробовать, но они слишком дорогие – что-то около 900 рублей.
А вообще у нас в Англии тоже есть блинный праздник. Только он длится не неделю, как в России, а один день. Обычно это четверг. Мы собираемся в семейном кругу или с друзьями и печем блины.
– Есть ли какая-то мудрая мысль, которой ты придерживаешься?
– Я очень люблю философию. Я и моя девушка на ней просто помешаны. Мы изучаем различных философов, йогу, медитацию. Есть очень много интересных мыслителей, у которых есть интересные мысли и взгляды. Но мне трудно выделить какую-то одну фразу или мудрость. Есть такой автор Кен Уилбер – он американец. Его работы – это совокупность различных учений, таких как йога, буддизм, мистические учения – суфизм, мистические дохристианские практики. Он старается объединить их. Так вот, мне очень нравится его подход. Мне близки его взгляды.
Выражаем благодарность за организацию интервью Андрею Нестерову