Самарский композитор Василий Тонковидов написал музыку к телевизионному фильму «Жизнь и судьба», который уже вызвал интерес у жителей не только областной столицы, но и всей страны. Режиссер Сергей Урсуляк предъявлял к музыке самые высокие требования, потому что она играет огромную роль в картине. Несмотря на то, что работать пришлось в краткие сроки над большим и сложным материалом, самарскому творцу удалось с блеском выполнить поставленную задачу. Теперь Василий Тонковидов хочет продолжить свою свою карьеру в кино и ждет новых предложений, о чем рассказал в блиц-интервью.
Напомним, что в прошлом году в Самаре прошла часть съемок телевизионного художественного фильма «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. Отметим, что куйбышевское книжное издательство одно из первых опубликовало книгу в конце перестройки. Режиссер-постановщик картины – Сергей Урсуляк (х/ф «Русский регтайм», «Сочинение ко Дню Победы», «Долгое прощание», т/с «Ликвидация»). Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны. «Жизнь и судьба» – это панорама жизни страны на фоне Сталинградской битвы.
Премьерный показ фильма закончился вчера по одному из центральных каналов, и многие зрители успели заметить, что часть съемок прошла на улицах центральной части Самары, а также в Куйбышевском и Красноглинском районах. Отдельные сцены были сняты на фоне старинных особняков и в квартирах, сохранивших элементы интерьеров военного времени, а современная филармония преобразилась в концертный зал периода Великой Отечественной войны. В съемках участвовали и множество самарцев. Как рассказал 63.ru режиссер картины Сергей Урсуляк, было около задействовано 100 человек массовки. По сценарию в кадре осень, а не зима, поэтому пришлось убирать снег.
Однако не все зрители знают, что музыку к этому замечательному фильму написал самарский композитор, заведующий музыкальной частью театра «СамАрт» Василий Тонковидов. Ему удалось во время съемок передать Урсуляку диск со своей музыкой из спектаклей. Как рассказал в интервью 63.ru Василий Тонковидов, через несколько месяцев Сергей Урсуляк сам позвонил и предложил работу в фильме. «Я, конечно, тайно надеялся, но совершенно не предполагал, что такое может случиться, учитывая, какой у Урсуляка огромный выбор кинокомпозиторов. Думаю, что никто из них не отказал бы такому мастеру», – рассказал Василий Тонковидов.
Работалось над музыкой к фильму и трудно и легко, говорит композитор. Легко, потому что сразу был виден уровень материала, а он высококлассный. Над ним хотелось работать. А трудно, потому что в фильме масса классической музыки. Одной из задач, поставленных режиссером, было использование музыки Баха и Вивальди в музыкальной ткани фильма. То есть нужно было разработать несколько известных тем для разных эпизодов.
Работа проходила в условиях минимального количества времени для такого количества материала, а ведь понятно, что такому видеоряду нужно пытаться соответствовать. «Поэтому, конечно, было тяжело. Очень узкий круг людей знал про то, что я пишу музыку для фильма, только семья и еще буквально 2-3 человека. Вот они и поддерживали. Отдельное спасибо Алексею Ефимовичу Симковичу. Это старейший актер театра «Самарт», который во всем с самого начала очень помогал мне в этой работе, – говорит Василий Тонковидов. – Ну, и, конечно, помогал сам Сергей Владимирович. (Урсуляк. – Прим. ред.). Он умеет сказать нужные слова в нужный момент. С Сергеем Владимировичем мы постоянно переписывались и созванивались во время работы. Это могло происходить в любое время суток. Он умеет абсолютно точно ставить задачу».
По мнению самарского композитора, Урсуляк прекрасно формулирует задачу, но при этом не давит. В кино, особенно если это кино Урсуляка, музыка играет огромную роль, поэтому требования к музыке у него были самые высокие. Через какое-то время Сергей Урсуляк вызвал Василия Тонковидова в Москву на «Мосфильм», и они сразу начали плотно работать в монтажной. Режиссер объяснял задачу подробно, буквально по каждому эпизоду.
«Если говорить про впечатления от самого Урсуляка, то они очень простые. В него влюбляешься сразу или почти сразу. У него потрясающее обаяние, умница, человек острого ума, ироничный и очень внимательный. Я много работаю с разными режиссерами в разных театрах, но он совершенно особенный…» – считает Василий Тонковидов.
Фильм мало кого из зрителей оставил равнодушным. В Интернете уже идет его активное обсуждение.
Блиц-интервью: Василий Тонковидов, самарский композитор, автор музыки к фильму «Жизнь и судьба».
– Василий, какое у вас отношение к фильму «Жизнь и судьба»? Сильно ли черновой материал отличается от того, что мы видим на экране?
– Мне трудно говорить про впечатления от фильма, я живу с ним уже несколько месяцев, а он продолжает на меня воздействовать и эмоционально, и на уровне мозгов. Когда оказываешься связанным с таким материалом как и «Жизнь и судьба», нельзя не оставлять часть самого себя в таком фильме. Материал несильно отличается от того, что мы сейчас видим, конечно, там появилась цветокоррекция, появились некоторые компьютерные эффекты, чистый, не черновой звук, но все самое главное сохранилось. По крайней мере, мне так кажется.
– Какие моменты в фильме вы считаете самыми сильными? Какие из них самые важные для вас как для композитора?
– В фильме много таких моментов, в нем как бы несколько кульминаций, если выражаться языком музыканта. Конечно, просто мощнейшая сцена на кладбище, не знаю с чем ее сравнить в кино за последние годы. Сцена в госпитале, письмо матери Штрума, сцена гибели дома Грекова – все эти сцены знаковые в фильме. Эпизод с чтением солдатских писем, эпизод со стариком и молодым немцем в воронке. Эти эпизоды для меня одни из самых любимых. Эти сцены требовали особого отношения и внимания.
– Появилось ли у вас желание дальше писать музыку для кинофильмов? Над каким фильмом хотелось бы поработать?
– Желание работать дальше в кино конечно есть. Это совершенно другая профессия, нежели работа в театре, хотя театральный опыт, бесспорно, помогал мне. Понятно, что после работы над таким фильмом и с таким режиссером придется очень внимательно относиться к предложениям. «Жизнь и судьба» задает очень высокий критерий – человеческий и творческий.
– Над какими проектами работаете сейчас?
– Сейчас мне предстоит работать над несколькими театральными проектами в различных театрах.
– Интересно услышать ваше мнение в целом о музыке в современном кино. Какие фильмы вам нравятся и какие композиторы?
– Музыка в современном кино – это отдельная тема, говорить об этом в рамках интервью не имеет смысла. Могу только сказать, что в России есть замечательные композиторы, в том числе работающие в кино. Чего стоит один Артемьев. Есть Десятников, есть прекрасный Леша Айги, всех не перечислить. В общем, в этой области есть у кого поучиться. Если говорить о жанрах, не думаю, что жанр имеет значение. Важно, чтобы кино было талантливое, художественное в высоком смысле этого слова. Это самое главное.
Фото: Фото с сайта Ria.ru