![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/d8/90/ffd8909b93533fda0863846aec8e1d24/656x438_1_07833e9f12f3802b62ef1bae74792761@906x604_0xttqS0HNi_0558262065619304106.jpg.webp)
Где изначально хотели строить железнодорожный вокзал в Самаре? Кто пожертвовал землю для этого? Зачем Сергею Есенину выделили отдельный вагон на станции Самара? Об этом и многом другом в материале 63.ru.
На прошлой неделе в свет вышел новый роман писателя Бориса Акунина. Его герой Эраст Фандорин оказывается на железнодорожном вокзале в Самаре. Отсюда начинается действие книги.
В 1918 году самарский вокзал показан как увядающий островок имперской России.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/6e/d2/ff6ed2bed84f695f8fbb7b6f224f881e/656x438_1_1fbb18edc57b93ed63657928227f23e1@1900x1267_0x0ue9qmKx_0372166215761938324.jpg.webp)
— Самарский вокзал, один из лучших в империи, за год, миновавший после ее бесславной кончины, опустился, словно Барон из пьесы пролетарского писателя Горького: оборвался, ободрался, достиг дна, — так описал Борис Акунин железнодорожный вокзал времен 1918 года.
Чтобы выяснить, как складывалась судьба главных въездных ворот Самарской губернии до и после момента, который изобразил Акунин, журналисты 63.ru отправились в музей самарского вокзала.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9f/4c/48/9f4c48394ad046152dd947b106509a1c/656x438_1_2ae19400f11cd39acb7be61ade5697b1@1900x1267_0xVaXvo3Ui_7477960617910144619.jpg.webp)
Экскурсию здесь провел директор музея Юрий Менчик, который трудится в музее с самого открытия. Инициатором создания экспозиции выступил главный инженер дороги Алексей Пестрово, который сам начал собирать ценные предметы. Музей по разным причинам неоднократно менял свое расположение. Окончательно экспозиция разместилась в июле 2003 года в помещении нового вокзала. Здесь можно найти редкие документы, фотографии и предметы того времени, макет первого паровоза в России.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/ff/dc/e5ffdc6601f7154a8edec7c1662c6a6e/656x438_1_0ca8a1d55cf7eafdc138ff63f2eb2e41@1900x1267_0xxL7PE2B6_0059393873925017088.jpg.webp)
В 1874 году начинается строительство Оренбургской железной дороги от Оренбурга до Октябрьска. Начальник дороги Николай Крыжановский предложил обустроить станцию и в Самаре.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/bb/75/cabb75c8b58b4a265556766bd490519f/656x438_1_b7c9d548abed5e0d28883c0953f469f0@1900x1267_0xE3Riadql_3746730294715554276.jpg.webp)
Николай Крыжановский (1818–1888) родился в Санкт-Петербурге, начал строить военную карьеру, которая привела к должности генерал-губернатора Оренбургской области. Он получил от правительства разрешение на строительство железной дороги от Оренбурга до нынешнего Октябрьска. А после отставки написал несколько книг о военном деле, включая романы.
Его идею горячо поддержали жители и купцы. Уже через два года (1876 год) в городе появился вокзал, который очень быстро стал визитной карточкой Самары. Архитектором здания стал Николай де Рошфор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/fe/8c/a6fe8c6131f5482c2ffd64f3bd4e1ef1/656x438_1_84ee095ea4e79cb300d69691c014b312@1900x1267_0xlqjui7wl_3012735040756121394.jpg.webp)
Граф Николай Иванович де Рошфор (1846–1905) — русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры. Одна из его знаковых работ находится в Беловежской пуще — царский дворец 1889–1894 годов.
Изначально по проекту здание должны были построить за 2,5 версты от центра, то есть в пригороде. Но купцы и дворяне пожертвовали свою землю. В итоге вокзал построили между двумя кладбищами — старым и новым. Раньше горожан хоронили на территории будущего парка Щорса и ТЦ «Гудок» — на Всехсвятском городском кладбище, а также на месте пригородных касс, где находилось старообрядческое кладбище.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/bc/d8/59bcd8d5a5284399d32951000c11a995/656x438_1_a6cf5e9c8c9300f30aff6f3e68ced445@1900x1267_0xde00RwrQ_1136444746561829858.jpg.webp)
С открытием вокзала поток пассажиров и грузов значительно увеличился. Пассажирские составы приходили с вагонами нескольких классов: первый — для состоятельных пассажиров, второй — для среднего сословия, третий — для бедных.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/03/05/d103054bbbf50c357eeaebafe45a2543/420x700_1_f11078494e1cc7606fe6259c9bd1e1fb@647x1080_0x630qAQE3_2451125552034470454.jpg.webp)
Перед взором сошедших с поезда представало богатое строение в итальянском стиле с двумя залами первого и второго класса, кассами и другими помещениями. Стены и потолок залов украшала лепнина царского времени. В просторных залах с блестящими люстрами ждали своей очереди местные и приезжие. Изюминкой был уютный ресторан.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/79/f7/4a/79f74a938f017e38399d6088e4fa1400/656x438_1_f88945b17af337943234b8f4094a41ba@1900x1267_0xBueHJCAd_6538782914878720043.jpg.webp)
Поезд отправлялся в путь после трех ударов в колокол.
Тогда никто и не мог мечтать о мобильных телефонах и привычной стационарной связи. На вокзале сидела телефонистка, которая соединяла абонентов. Но она могла прослушивать разговоры, поэтому женщина давала расписку о неразглашении услышанной информации. Сообщения между станциями передавали с помощью азбуки Морзе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/94/54/d1945410c508a8f3f63143196c46f313/656x438_1_06fd69da09646729908c2f984ea856e3@1900x1267_0xzx1aUZ5x_0962764705987243781.jpg.webp)
Рядом с вокзалом возвели двухэтажные билетные кассы, которые спроектировал писатель и архитектор Гарин-Михайловский.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) — русский путешественник, писатель, инженер и строитель. В мае 1886 года Михайловский поступил на службу во вновь созданное Временное управление казённых железных дорог. Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, где принимал участие в строительстве.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/35/ab/b035abfe3d046d8a4b496fd5ca6ceeda/656x438_1_ff2ecaac53a04cf018074c236e202982@1900x1267_0x7hksiwhZ_6625430818225340906.jpg.webp)
Вокзал видоизменялся в 1900 и в 1914 годах. Самая большая реконструкция произошла между 1930 и 1935 годами. Рядом со зданием выросли вокзальная милиция, прокуратура и другие службы.
В соседнем здании у вокзала располагалось Самарское РОВД. Внутри здания были деревянные перекрытия, поэтому его решили законсервировать в конце 1990-х годов из соображений безопасности. В то же время задумались о новом, современном здании вокзала.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/74/e5/98/74e598150d5aa617e95145fb62594c21/656x438_1_1a1627d3be586aecd80723a2d34ee728@1900x1267_0xNmYhD9Pt_8339337306888267315.jpg.webp)
Старый вокзал сносили поэтапно. Первый кирпич в основу нового здания заложили в 1996 году, а в 1999 году состоялось открытие первого пускового комплекса вокзала с залами и лифтами. В том же году построили пешеходный тоннель, из которого можно попасть ко всем поездам.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/27/23/25272330ed4a8c68bf82a26be6c73da0/656x438_1_18df078c4ecc5d8f26e961447d3c906b@1900x1267_0xsGorweJt_2722026187175017309.jpg.webp)
В 2000 году появился второй пусковой комплекс, в котором разместилась гостиница. А в 2003 году завершили возводить высотную часть здания со шпилем, который на вершину водрузил вертолет Ми-8.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e1/ea/a6/e1eaa6d7a6b1918db3c3e9f388d39425/656x438_1_86d51c9f350adf2607fd41b097587bb9@1900x1267_0x1qZMrCNc_4510626495259274559.jpg.webp)
Новый вокзал возводили рядом без прекращения работы старого. Средств из трех бюджетов — Министерства путей сообщения, Самарской области и Российских железных дорог — хватило только на одну очередь. Ее возвели по проекту архитектора Юрия Храмова. В планах и вторая очередь с офисами и стоянкой. Также в проекте есть станция метро «Вокзальная».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/20/94/0620949650bd379afb9aa098ad33e0bd/656x438_1_d7f7371c28678a0b9e915520559f5244@1900x1267_0xvKh0L2QD_6080775044263192384.jpg.webp)
Сейчас вокзал вмещает в себя один обычный зал и два зала повышенной комфортности. Внутри здания есть зимний сад с фонтаном и смотровая площадка. Здесь предусмотрено 8 платформ и 15 путей. Также имеется крытый надземный переход, который ведет в поселок Запанской.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/aa/20/fd/aa20fd14fbdf9e37d5d22aa8f2f02784/656x438_1_eeb930eb59ec92fba9c04a10d544f8ff@1900x1267_0x5vwutTIs_7213679070613064085.jpg.webp)
Этот вокзал совсем не похож на старый, уютный, царско-советский. Старожилы с грустью вспоминают те времена, когда на вокзале самарцы-куйбышевцы провожали родных в армию с песнями и гармонью; простаивали у касс огромную очередь (билеты-то выписывали вручную), в которой узнавали все последние новости не только города, но и страны; толпились у справочных чудо-аппаратов, на которых опять же вручную были нанесены названия городов и населенных пунктов: Потьма, Поворино, Пачелма...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/13/d2/5913d2cd813455e126dcd4ae606f9b73/656x438_1_37cb7792f93da52254472612a006da39@1900x1267_0xQMyNS0CD_5353465926893313616.jpg.webp)
Много знаменитостей проехало через самарский вокзал в разные годы. 10 дней в собственном вагоне, который ему выделило Министерство путей сообщения, на станции Самара жил Сергей Есенин. Он направлялся в Туркестан по служебному заданию. На станции нужно было ждать попутного поезда, но никто не знал, когда он прибудет. Из-за этого пассажиры не покидали территорию вокзала. Здесь Есенин смотрел на город из окна и жаловался в письмах знакомым на дороговизну и плохое питание.
Приезжали сюда Никита Хрущев, Алла Пугачева. Однажды Юрий Менчик ехал по железной дороге вместе с космонавтом Сергеем Авдеевым, который поделился своими впечатлениями о городе…
Многих выдающихся людей видели эти стены. У каждой эпохи свой вокзал.
Фото: Роман Данилкин