Все новости
Все новости

Меньше аварий и травм: как реагенты повлияли на жизнь самарцев

Эксперт ответил на вопросы, которые не первый год интересуют местных жителей

В Самаре рассказали о статистике травм и ДТП в гололед

Поделиться

В областной столице снизилось количество ЧП из-за гололеда в районах, где применяли «Бионорд». Об итогах применения противогололедных материалов сообщила Самарская ГИБДД. По данным ведомства, в тех районах, где в последние годы песко-соляную смесь заменили на современный реагент, статистика показала снижение аварийности на 11%, а травматизма на тротуарах — на 44%.

Параллельно в Самаре взяли на контроль объемы использования «Бионорда»: чтобы усовершенствовать уборку города, необходимо применять на дорогах именно то количество реагента, которое рекомендует производитель, а затем вовремя убирать образовавшуюся шугу.

Тем временем мы попросили экспертов ответить на самые распространенные вопросы жителей Самары. Способны ли реагенты вызвать аллергию? Могут ли спровоцировать коррозию автомобильного кузова? Об этом рассказала руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

Поделиться

Мнение первое: реагенты и обувь


Многие из нас замечали белые разводы, которые появляются на обуви, стоит хоть немного промочить ноги в зимнюю пору. Как выяснилось, свой след на обувных изделиях может оставить любой противогололедный материал и даже обычный снег. Другой вопрос — как этого избежать?

— Важно учитывать два момента. Во-первых, какой именно реагент используется для обработки дорог. Например, в Самаре на тротуарах часто используют песко-соляную смесь. Как правило, это песок и 10% соли — хлорида натрия. Смешиваясь со снегом и превращаясь в рассол, он воздействует на кожу и оставляет белые разводы, которые не всегда можно смыть или убрать влажной тряпкой. Но есть и другие смеси, в основе которых содержится формиат натрия — более деликатная соль. Она не проникает в структуру кожи, и даже если разводы останутся, то только на поверхности — их будет легко удалить влажной тряпкой, — пояснила Анна Климентова.

Зимой порчу обуви от внешних факторов можно предотвратить

Зимой порчу обуви от внешних факторов можно предотвратить

Поделиться

Во-вторых, следует внимательнее подойти к выбору новой обуви и уходу за ней. Зачастую чем дороже материал, тем нежнее выделка кожи, тем выше риск испортить обувь — разводы на ней могут оставаться даже от ничем не обработанного талого снега. Более надежной в этом плане становятся модели из гидрофобных материалов.

— Какую бы обувь вы ни выбрали, используйте специальные защитные средства: обрабатывайте ее водоотталкивающими или силиконовыми спреями, которые не дают влаге впитаться в структуру кожи или замши, — советует эксперт.

Вывод: реагенты в большей или меньшей степени оставляют следы на обуви, но их появление можно предотвратить.

Мнение второе: реагент и автомобиль


Еще одна распространенная точка зрения: противогололедные материалы вредят транспортным средствам. Считается, что соляные смеси в талой воде провоцируют процесс коррозии кузова. Так ли это?

— Если воздействие реагентов на обувь не контролируется какими-либо стандартами, то коррозионная активность солей на металл подчиняется отраслевым дорожным нормам Минтранса и межгосударственным стандартам на противогололедные материалы. Реагенты не должны иметь коррозионную активность более 0,8 миллиграмма на квадратный сантиметр в сутки. Эта планка взята от показателя атмосферной коррозии воздуха — как если бы автомобиль просто находился без движения в условиях промышленного города, — уточнила Анна Климентова.

Уровень коррозийной активности в разных веществах: песко-соляная смесь — 0,8; противогололедная смесь «Бионорд» — 0,4–0,6; талый снег — 0,2–0,3. Уровень коррозии зависит и от концентрации солей в снеге. При концентрации соли 5% уровень коррозийной активности составляет до 0,8, как у песко-соляной смеси. В Самаре концентрация соли в снеге после обработки «Бионордом» составляет около 2%. Следовательно, коррозийная активность соляного рассола в Самаре составляет примерно 0,3. 

Не стоит забывать о том, что поверхность автомобиля защищена лакокрасочными покрытиями, также применяется антикоррозийная обработка. Это становится преградой для агрессивного распространения ржавчины. Но если на кузове возникнет скол, это может ускорить распространение коррозии не только от талого снега, но даже от воздуха.

Вывод: то, что именно реагенты вызывают коррозию кузова машины, — миф чистой воды. Ржавчина на металле появляется даже в пустыне. Но при нарушении целостности защитного покрытия смесь соли и талого снега, как и любая влага, может ускорить окисление металла.

Автомобилистам следует внимательно следить за целостностью кузова, чтобы избежать ржавчины

Автомобилистам следует внимательно следить за целостностью кузова, чтобы избежать ржавчины

Поделиться

Мнение третье: реагенты, люди и животные


Все вещества по воздействию на человека делятся на 4 класса. Хлористый натрий, входящий в состав песко-соляной смеси, относится к умеренно опасным веществам — 3-й класс. В эту же группу входит, например, пищевая сода. А формиат натрия — один из компонентов «Бионорда» — находится в числе малоопасных (4-й класс) и используется, например, как биодобавка для животных и как антиоксидант в медицине.

— Растворяясь в воде, «Бионорд» не образует в среде никаких других соединений, следовательно, он не токсичен. А исследования Северо-западного государственного медицинского университета при Минздраве РФ показали, что этот реагент не вызывает аллергических реакций. Смесь также не проникает в кожу и не испаряется, — отмечает руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания.

Несмотря на то, что смесь сама по себе не вреднее морской воды для людей и животных, хозяевам, которые выгуливают питомцев зимой, следует проявлять внимательность. Ожогов и раздражения снежный рассол не вызовет — у него нейтральный уровень кислотно-щелочного баланса, схожий с уровнем водопроводной воды. Но если на лапе у собаки уже есть ранка, воздействие соли принесет ей серьезный дискомфорт. Кроме того, обработанный реагентом снег превращается в талую воду и остается в жидком агрегатном состоянии даже в минусовую температуру. Если животное наступит в лужу, оно может получить обморожение.

Поделиться

— С одной стороны, важно, чтобы дорожные службы четко следили за нормами расхода реагента и не допускали появления луж на дорогах. С другой стороны, владельцы собак должны следить за питомцами и надевать им на лапы защиту, тщательно мыть их после прогулки. Это защитит не только от реагентов, но и от других опасностей — разбитого стекла, разлитого бензина, песка и прочего, — уточнила Анна Климентова.

Вывод: реагент сам по себе не вреднее морской воды, но, как и она, может доставить дискомфорт животным, если кожа уже повреждена. Позаботьтесь о четвероногих питомцах!

Мнение четвертое: реагенты и дорожное покрытие


Плиточное покрытие, уложенное на пешеходных зонах города в позапрошлом году, местами не пережило даже первый зимний сезон. На некоторых участках плитка разрушилась или вздулась. Местные жители связали это явление с использованием реагентов.

— В такой ситуации нужно рассматривать каждый отдельный случай. Но важно знать, что реагенты имеют свои нормативы по воздействию на цементно-бетонные материалы. Те противогололедные материалы, которые используют в Самаре, не разрушают дорожные покрытия, — прокомментировала Анна Климентова.

Одна из причин деформации покрытия — механическое воздействие

Одна из причин деформации покрытия — механическое воздействие

Поделиться

По словам эксперта, разрушиться плитка могла от механического воздействия: если тротуар чистили вручную, верхний слой покрытия мог разрушиться, в результате внутрь попала вода, которая буквально разорвала плитку изнутри после цикла замерзания и оттаивания. А вздутие материала может быть следствием неправильной подложки под плитку. По мнению специалиста, вода могла просочиться через швы, замерзнуть и поднять слой покрытия. Это характерно для малоснежной зимы с частыми перепадами температуры.

Вывод: используемые реагенты соответствуют нормативам по воздействию на цементно-бетонные материалы — они не ускоряют разрушение покрытия.

Мнение пятое: дорожный песок и вред здоровью


Одно из растиражированных среди самарцев мнений связано с природной экологичностью песка. Некоторые жители города убеждены, что этот натуральный материал куда безобиднее, чем якобы искусственно созданные противогололедные реагенты.

— Здесь есть один интересный момент. Попадая под колеса машин, песок перемалывается и очень быстро истирает дорожное покрытие и автомобильные шины за счет своей высокой твердости. В результате образуется смесь из асфальта, битума, резины, выхлопных газов и мелкого песка 2-го класса опасности. Как только в городе наступает положительная температура, порывы ветра поднимают эту смесь в воздух. При этом содержание в ней никеля, кадмия, свинца и других тяжелых металлов превышает допустимые концентрации в десятки раз. А между тем Всемирная организация здравоохранения на протяжении многих лет борется за то, чтобы количество твердых частиц в атмосфере городов снижалась. Одна из рекомендаций ВОЗ — сократить использование песка и щебня, — подытожила Анна Климентова.

Вывод: по сравнению с песком соляные смеси более безопасные для экологии города и человека. Также «Бионорд» действует даже во время суровых холодов, тогда как пескосоль теряет свои противогололедные свойства уже при температуре ниже -15 градусов. 

Песок, оказавшийся под колесами авто, становится небезопасным для человека 

Песок, оказавшийся под колесами авто, становится небезопасным для человека 

Поделиться

Партнерский проект

    Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter