Новые маршруты и остановки, новые цены и способы оплаты проезда, новые рабочие места. За минувший год в системе общественного транспорта в Самаре произошли большие перемены. То, что муниципальные автобусные перевозки взял на себя «Самара Авто Газ», стало, пожалуй, самой масштабной из них. Предприятие пересмотрело и схему работы автобусов, и график движения, и режим взаимодействия с пассажирами. Что изменилось с приходом компании на внутригородских маршрутах? Вспомним в нашем материале.
ООО «Самара Авто Газ» работает на рынке регулярных пассажирских перевозок большой вместимости уже пять лет. В апреле 2018 года в обязанности предприятия полностью перешло социальное обеспечение города автобусами. Теперь компания отвечает за работу всех муниципальных внутригородских маршрутов. На своем посту она сменила прежнего перевозчика — МП «Пассажиравтотранс». От предшественников «Самара Авто Газу» досталось имущество в аренду — территория АТП и автобусы.
Заполнили пробелы в маршрутной сетке
Основная цель предприятия — не погоня за прибылью, а выстраивание бесперебойной работы общественного транспорта для комфортного передвижения граждан в Самаре.
За минувший год изменилась работа популярных внутригородских маршрутов. Одни стали ходить чаще, другие — дальше. А какие-то вернулись на дорожные артерии Самары после долгого перерыва. Так случилось с автобусами № 51 — на маршрут выпущено 12 автобусов. Маршрут, связывающий Красноглинский район с Кировским, возобновил «навигацию» и отчасти заменил отмененные микроавтобусы № 210 и № 221. А вскоре маршрут был продлен до ПАО «Кузнецов», УФНС и Пенсионного фонда Красноглинского района.
У востребованных маршрутов сократили интервал движения. Если раньше автобусы № 1 прибывали на остановку каждые 25 минут, то теперь — каждые 11, увеличился и подвижной состав — с 10 машин до 20. На маршруте № 67 интервал движения уменьшился с 8–6 до 7–4 минут, на № 50 — с 25 до 12 минут. А еще по просьбе пассажиров предприятие добавило новую остановку для автобусов № 75 и продлило маршруты № 50, 51, 47 и 35. Также на маршруте № 67 добавили 8 машин, было 32, стало 40 автобусов большой вместимости, на 75-м маршруте также курсирует 7 автобусов (было 5). На 47-й маршрут добавили 13 автобусов, в том числе 4 более вместительных автобуса марки ЛиАЗ для курсирования в утренние часы пик. Ранее на 47-м маршруте работало 14 автобусов, сейчас 27, на 50-м — 11, сейчас 20, на 37-м маршруте было 8 автобусов, сейчас работает 21.
Кроме того, восстановлены и задействованы в работе все автобусы, перешедшие из МП «Пассажиравтотранс» в нерабочем состоянии. За переданные автобусы лизинговой компании выплачивается компенсация во избежание изъятия транспортных средств.
Прокачали свой автопарк
Сокращение интервала движения стало возможным благодаря увеличению подвижного состава на загруженных маршрутах. В их числе — № 1, 41, 34, 26, 67, 37, 47, 50. Эти и другие популярные маршруты обслуживают новые вместительные машины: 266 автобусов МАЗ-206 и 112 автобусов ЛиАЗ-5293. На менее загруженные линии выходят компактные ПАЗы.
Сейчас в арсенале перевозчика более 450 современных автобусов, возраст которых не превышает 5 лет. Причем большинство из них оборудованы механической аппарелью для удобства маломобильных пассажиров. Более того, в преддверии мундиаля в автобусах, которые курсировали по туристическим маршрутам, установили камеры видеонаблюдения. Такая практика позволила повысить уровень безопасности пассажиров. Вскоре аналогичную аппаратуру планируют установить во всех машинах предприятия.
Расширили свой функционал
Регулярные пассажирские перевозки на внутригородских маршрутах были основной деятельностью предприятия с самого момента основания. Но в новых условиях работы у перевозчика появились и новые обязанности. Так, с прошлого года «Самара Авто Газ» увеличил количество автобусов для доставки зрителей после вечерних представлений в театрах города. Кроме того, компания обеспечивает перевозки к местам захоронений в дни религиозных праздников.
Большой объем работы сотрудников «Самара Авто Газа» теперь связан с дачными перевозками. В прошлом сезоне автобусы предприятия перевозили пассажиров по 31 маршруту.
Апгрейдили систему оплаты проезда
Несмотря на то, что «Самара Авто Газ» — частный перевозчик, на маршрутах, которые он обслуживает, действуют все актуальные способы оплаты и социальные льготы для пассажиров. Стоимость проезда за наличный расчет соответствует установленному в муниципальном общественном транспорте тарифу — 28 рублей. Также к оплате принимают транспортные карты всех типов.
С недавнего времени у самарцев появилась возможность платить за проезд с помощью бесконтактных банковских карт. Такой способ действует в том числе и в автобусах «Самара Авто Газа». Это позволило многим пассажирам отказаться от наличных средств и оптимизировать работу кондукторов.
Нашли общий язык с пассажирами
Диалог с населением — одно из приоритетных направлений работы «Самара Авто Газа». Обратиться напрямую к перевозчику пассажиры могут на официальном сайте или на страницах компании в социальных сетях. Кроме того, специалисты «Самара Авто Газа» сами изучают общественное мнение по отзывам на разных ресурсах, мониторинг которых происходит буквально круглосуточно.
Позаботились о своих сотрудниках
Когда «Самара Авто Газ» дополнительно взял на себя перевозки по муниципальным маршрутам, ранее принадлежащим МП «Пассажиравтотранс», штат компании вырос в 2 раза. Сейчас на предприятии трудятся более 740 кондукторов и более 820 водителей. Сотрудники отмечают: работы стало больше, но и зарплата выросла. Следует отметить, что сотрудникам из числа водителей и кондукторов, перешедшим из МП «Пассажиравтотранс», было выплачено 2 окладных части заработной платы.
Как рассказала кондуктор автобуса № 70 Валентина Зуева, в прошлом году ей подняли оплату труда почти в два раза.
— Функционируют театральные автобусы, рейсы на кладбище, да и количество регулярных маршрутов значительно увеличилось. Пассажиропоток тоже вырос, и очень своевременно появилась возможность оплачивать проезд банковскими картами и мобильными телефонами: и нам не нужно тяжелую мелочь возить, и людям удобнее, — поделилась сотрудница компании-перевозчика.
По ее словам, предприятие старается сделать работу кондукторов и водителей проще и приятнее: проводит обучение, поощряет билетами в театр, новогодними подарками от профсоюза, в честь профессиональных праздников устраивает мероприятия в филармонии.
— Люди это ценят и надолго остаются в коллективе. За последний год штат очень вырос, и лично я не вижу никакой текучки — мои коллеги довольны, а сама я работаю уже третий год и менять место не планирую, — поделилась Валентина Зуева.
С ней согласен и водитель автобуса № 34 Андрей Черваков. Мужчина давно работает за рулем общественного транспорта, а профессию считает своим призванием. В штате «Самара Авто Газа» мужчина почти четыре года. Среди позитивных событий минувшего года он тоже отметил нововведения, связанные с организацией рабочего процесса.
— У нас появилась своя столовая с горячими обедами: больше не нужно приносить еду с собой из дома или тратить время на то, чтобы куда-то заезжать на перекус. Это очень удобно, — рассказал водитель.
Конечно, это далеко не все достижения компании за год работы в новом режиме. Но нельзя не сказать о результатах, которые в буквальном смысле слова оказались вписаны в мировую историю. В 2018 году ООО «Самара Авто Газ» вручили памятный настенный знак за участие в подготовке и проведении мундиаля. Личные награды получили и работники предприятия: 46 сотрудникам преподнесли памятные знаки «Чемпионат мира по футболу Самара — 2018», еще 44 вручили медали «За участие в проведении чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Самаре».