![В арсенале предприятия более 450 современных автобусов | Источник: Александр Костромитин](https://n1s1.hsmedia.ru/44/ec/ad/44ecadc098698c4a32d0da74fed6d624/656x438_1_527c658a449aa3875c7f4fbb23ef3937@3000x2000_0xxyXSuuAh_8903924483357583985.jpg.webp)
Новые маршруты и остановки, новые цены и способы оплаты проезда, новые рабочие места. За минувший год в системе общественного транспорта в Самаре произошли большие перемены. То, что муниципальные автобусные перевозки взял на себя «Самара Авто Газ», стало, пожалуй, самой масштабной из них. Предприятие пересмотрело и схему работы автобусов, и график движения, и режим взаимодействия с пассажирами. Что изменилось с приходом компании на внутригородских маршрутах? Вспомним в нашем материале.
ООО «Самара Авто Газ» работает на рынке регулярных пассажирских перевозок большой вместимости уже пять лет. В апреле 2018 года в обязанности предприятия полностью перешло социальное обеспечение города автобусами. Теперь компания отвечает за работу всех муниципальных внутригородских маршрутов. На своем посту она сменила прежнего перевозчика — МП «Пассажиравтотранс». От предшественников «Самара Авто Газу» досталось имущество в аренду — территория АТП и автобусы.
Заполнили пробелы в маршрутной сетке
Основная цель предприятия — не погоня за прибылью, а выстраивание бесперебойной работы общественного транспорта для комфортного передвижения граждан в Самаре.
За минувший год изменилась работа популярных внутригородских маршрутов. Одни стали ходить чаще, другие — дальше. А какие-то вернулись на дорожные артерии Самары после долгого перерыва. Так случилось с автобусами № 51 — на маршрут выпущено 12 автобусов. Маршрут, связывающий Красноглинский район с Кировским, возобновил «навигацию» и отчасти заменил отмененные микроавтобусы № 210 и № 221. А вскоре маршрут был продлен до ПАО «Кузнецов», УФНС и Пенсионного фонда Красноглинского района.
У востребованных маршрутов сократили интервал движения. Если раньше автобусы № 1 прибывали на остановку каждые 25 минут, то теперь — каждые 11, увеличился и подвижной состав — с 10 машин до 20. На маршруте № 67 интервал движения уменьшился с 8–6 до 7–4 минут, на № 50 — с 25 до 12 минут. А еще по просьбе пассажиров предприятие добавило новую остановку для автобусов № 75 и продлило маршруты № 50, 51, 47 и 35. Также на маршруте № 67 добавили 8 машин, было 32, стало 40 автобусов большой вместимости, на 75-м маршруте также курсирует 7 автобусов (было 5). На 47-й маршрут добавили 13 автобусов, в том числе 4 более вместительных автобуса марки ЛиАЗ для курсирования в утренние часы пик. Ранее на 47-м маршруте работало 14 автобусов, сейчас 27, на 50-м — 11, сейчас 20, на 37-м маршруте было 8 автобусов, сейчас работает 21.
Кроме того, восстановлены и задействованы в работе все автобусы, перешедшие из МП «Пассажиравтотранс» в нерабочем состоянии. За переданные автобусы лизинговой компании выплачивается компенсация во избежание изъятия транспортных средств.
![Предприятие сократило интервал движения на популярных маршрутах](https://n1s1.hsmedia.ru/8e/bf/bc/8ebfbc154fda9f458cc51d4fec1c8fe5/656x369_1_4f77eb425dfdf303d1f4d114e393c941@2000x1125_0xsCzcuam0_1924070698535692392.jpg.webp)
Прокачали свой автопарк
Сокращение интервала движения стало возможным благодаря увеличению подвижного состава на загруженных маршрутах. В их числе — № 1, 41, 34, 26, 67, 37, 47, 50. Эти и другие популярные маршруты обслуживают новые вместительные машины: 266 автобусов МАЗ-206 и 112 автобусов ЛиАЗ-5293. На менее загруженные линии выходят компактные ПАЗы.
Сейчас в арсенале перевозчика более 450 современных автобусов, возраст которых не превышает 5 лет. Причем большинство из них оборудованы механической аппарелью для удобства маломобильных пассажиров. Более того, в преддверии мундиаля в автобусах, которые курсировали по туристическим маршрутам, установили камеры видеонаблюдения. Такая практика позволила повысить уровень безопасности пассажиров. Вскоре аналогичную аппаратуру планируют установить во всех машинах предприятия.
![В автопарк перевозчика вошли автобусы марок МАЗ-206 и ЛиАЗ-5293](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/8e/79/fd8e794473ed787f63addef83be4039a/656x369_1_58704c0e10f9d63b6e2d9e54cccecf10@2000x1125_0xR1EdZdpR_7783531202764810003.jpg.webp)
Расширили свой функционал
Регулярные пассажирские перевозки на внутригородских маршрутах были основной деятельностью предприятия с самого момента основания. Но в новых условиях работы у перевозчика появились и новые обязанности. Так, с прошлого года «Самара Авто Газ» увеличил количество автобусов для доставки зрителей после вечерних представлений в театрах города. Кроме того, компания обеспечивает перевозки к местам захоронений в дни религиозных праздников.
Большой объем работы сотрудников «Самара Авто Газа» теперь связан с дачными перевозками. В прошлом сезоне автобусы предприятия перевозили пассажиров по 31 маршруту.
Апгрейдили систему оплаты проезда
Несмотря на то, что «Самара Авто Газ» — частный перевозчик, на маршрутах, которые он обслуживает, действуют все актуальные способы оплаты и социальные льготы для пассажиров. Стоимость проезда за наличный расчет соответствует установленному в муниципальном общественном транспорте тарифу — 28 рублей. Также к оплате принимают транспортные карты всех типов.
С недавнего времени у самарцев появилась возможность платить за проезд с помощью бесконтактных банковских карт. Такой способ действует в том числе и в автобусах «Самара Авто Газа». Это позволило многим пассажирам отказаться от наличных средств и оптимизировать работу кондукторов.
![В автобусах действуют все актуальные способы оплаты проезда](https://n1s1.hsmedia.ru/20/8e/d8/208ed80708355d27b1a374d8980384a6/656x437_1_3c156bed0a6dd61a331768d3cd2c2b28@712x474_0xuTCf0QrA_6952797677547463143.jpg.webp)
Нашли общий язык с пассажирами
Диалог с населением — одно из приоритетных направлений работы «Самара Авто Газа». Обратиться напрямую к перевозчику пассажиры могут на официальном сайте или на страницах компании в социальных сетях. Кроме того, специалисты «Самара Авто Газа» сами изучают общественное мнение по отзывам на разных ресурсах, мониторинг которых происходит буквально круглосуточно.
Позаботились о своих сотрудниках
Когда «Самара Авто Газ» дополнительно взял на себя перевозки по муниципальным маршрутам, ранее принадлежащим МП «Пассажиравтотранс», штат компании вырос в 2 раза. Сейчас на предприятии трудятся более 740 кондукторов и более 820 водителей. Сотрудники отмечают: работы стало больше, но и зарплата выросла. Следует отметить, что сотрудникам из числа водителей и кондукторов, перешедшим из МП «Пассажиравтотранс», было выплачено 2 окладных части заработной платы.
Как рассказала кондуктор автобуса № 70 Валентина Зуева, в прошлом году ей подняли оплату труда почти в два раза.
— Функционируют театральные автобусы, рейсы на кладбище, да и количество регулярных маршрутов значительно увеличилось. Пассажиропоток тоже вырос, и очень своевременно появилась возможность оплачивать проезд банковскими картами и мобильными телефонами: и нам не нужно тяжелую мелочь возить, и людям удобнее, — поделилась сотрудница компании-перевозчика.
![Кондуктор Валентина Зуева: «С появлением новых маршрутов выучила город как свои пять пальцев»](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/60/ad/b360ade556358a7b387497304302f758/656x438_1_5be4e6014e6c1fc8dfb25dcc6639d044@3000x2000_0xyzT9ke2X_4688020854604255760.jpg.webp)
По ее словам, предприятие старается сделать работу кондукторов и водителей проще и приятнее: проводит обучение, поощряет билетами в театр, новогодними подарками от профсоюза, в честь профессиональных праздников устраивает мероприятия в филармонии.
— Люди это ценят и надолго остаются в коллективе. За последний год штат очень вырос, и лично я не вижу никакой текучки — мои коллеги довольны, а сама я работаю уже третий год и менять место не планирую, — поделилась Валентина Зуева.
![Водитель Андрей Черваков: «Предприятие заботится о своих сотрудниках»](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/31/4d/6b314d2e08f391a4e4713bebaa707fd5/656x438_1_936f2517651989e5bd4f1c74b8232e23@3000x2000_0xNC0F4UlN_3589119839848079690.jpg.webp)
С ней согласен и водитель автобуса № 34 Андрей Черваков. Мужчина давно работает за рулем общественного транспорта, а профессию считает своим призванием. В штате «Самара Авто Газа» мужчина почти четыре года. Среди позитивных событий минувшего года он тоже отметил нововведения, связанные с организацией рабочего процесса.
— У нас появилась своя столовая с горячими обедами: больше не нужно приносить еду с собой из дома или тратить время на то, чтобы куда-то заезжать на перекус. Это очень удобно, — рассказал водитель.
![Награды - экспонаты музея «Самара Авто Газа»](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/f8/9b/a2f89b2da20bf59fc4ed51e3af09de4e/656x438_1_8d21949fbed75fb17a83c9df909d03f9@3000x2000_0xDUozGjiI_6319009179395558785.jpg.webp)
Конечно, это далеко не все достижения компании за год работы в новом режиме. Но нельзя не сказать о результатах, которые в буквальном смысле слова оказались вписаны в мировую историю. В 2018 году ООО «Самара Авто Газ» вручили памятный настенный знак за участие в подготовке и проведении мундиаля. Личные награды получили и работники предприятия: 46 сотрудникам преподнесли памятные знаки «Чемпионат мира по футболу Самара — 2018», еще 44 вручили медали «За участие в проведении чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Самаре».