Самарский общественный транспорт хотят вывести на европейский уровень. Переполненные автобусы, долгое ожидание на остановках и в пробках, жара или холод в салоне — с подобным жители города сталкиваться не должны. Ведь это противоречит федеральному стандарту качества пассажирских перевозок. Не знали о таком? А в регионе решили принять и местный список требований к властям и перевозчикам. Как сейчас оценивают работу автобусов, трамваев и троллейбусов? И что конкретно хотят изменить в сфере пассажирских перевозок? Подробности — в обзоре 63.RU.
Комфорт, доступность и надежность
Звучит как рекламный лозунг. Но таков социальный стандарт транспортного обслуживания населения. Федеральный Минтранс утвердил его в 2017 году. Каждый регион должен принять свой аналогичный документ. Он распространяет свое действие на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом. Вместе с тем региональные власти должны выдвинуть и свои требования к перевозчикам.
Как пояснил в четверг, 14 марта, на заседании круглого стола в губдуме заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергей Калинин, под скучной чиновничьей формулировкой «социальный стандарт» кроются требования к качеству пассажирских перевозок. Они должны быть доступными для всего населения, надежными — то есть работать исправно и без сбоев, и комфортными.
— Например, перевозчик должен следить за сроком эксплуатации транспорта. Он должен составлять не более 10 лет. Также необходимо соблюдать температурный режим в салоне, нормы вместимости. Есть требования к соблюдению расписания, частоте обслуживания на остановках, расстоянию между жилыми домами и остановками, количеству пересадок, — рассказал Сергей Калинин.
Теперь в Самарской области будут разрабатывать свой стандарт качества транспортного обслуживания. В него включат все федеральные требования, но с учетом местных нюансов. А их оказалось довольно много.
Чего не хватает общественному транспорту в Самаре?
По заверению главы департамента транспорта Самары Сергея Маркина, в столице региона большинство федеральных стандартов «в целом выполняют». Он уточнил данные по каждому требованию и рассказал, где работу нужно подтянуть.
Наверняка, не каждый самарец знает, что по стандарту расстояние от остановки до жилого многоквартирного дома должно составлять не более 400 метров, индивидуальных жилых домов — 700 метров, больниц и поликлиник — 300 метров.
— В целом мы соблюдаем эти требования. Решаем проблемы точечно с учетом предложений жителей. Например, в 2018 году дополнительные остановки сделали на улицах Победы и Вольской, — доложил чиновник.
Подвижной состав общественного транспорта Самары активно обновляли в преддверии чемпионата мира по футболу с учетом требований по доступности для маломобильных граждан. И всё новые автобусы, трамваи и троллейбусы, а их в общей сложности закупили в количестве около 250 единиц, продолжают работать на линии. Правда, и платить всё еще приходится, так как закупку провели через лизинг.
В целом к общественному транспорту Самары еще есть претензии по комфорту. Например, соблюсти температурный режим в салоне летом не получается из-за того, что нет кондиционеров. И как будут решать эту проблему, тоже пока непонятно.
— По стандарту температура в салонах общественного транспорта должна составлять минимум 12 градусов при среднесуточной на улице ниже 5 градусов и не больше 25 градусов, когда за окном 20 градусов и выше, — объяснил Сергей Маркин.
Есть определенные проблемы и с заполняемостью общественного транспорта. Но, по словам главы дептранса, возникают они только в часы пик.
— Наполняемость транспорта не должна составлять более 5 человек на 1 кв. метр общей площади салона для стоячих пассажиров. В целом в Самаре это стандарт соблюдают. Но на отдельных маршрутах наполняемость близка к этому максимальному значению и только в часы пик, — рассказал чиновник.
Подтянуть придется и работу перевозчиков по выполнению расписания движения. Однако, в нарушениях чаще всего виноваты не они.
— По стандарту количество рейсов с опозданием свыше двух минут не должно превышать 15%. Но по вечерам есть отклонения в большую сторону. Это обусловлено дорожными факторами — пробками и ДТП. В общем, как правило, проблема не связана с нехваткой подвижного состава. Чтобы решить ее, нужно либо выделять полосы для общественного транспорта, либо вводить пересадочные талоны и делать короткие маршруты. Это позволит соблюдать ритмичность поездок, — считает Сергей Маркин.
Порочный транспортный круг
В идеале все эти проблемы городские власти и перевозчики должны решать уже сейчас, и есть вероятность, что с введением регионального стандарта требований станет только больше или же они будут жестче. Поэтому на первый взгляд кажется, что принятие документа приведет пассажирские перевозки в некий порочный круг. С одной стороны, перевозчики и чиновники, безусловно, должны идти в ногу со временем и предоставлять услуги качественно. С другой стороны, есть обстоятельства, которые мешают им это делать.
В первую очередь, как всегда, это отсутствие денег. Например, они нужны на обновление подвижного состава, на оборудование салонов кондиционерами или же покупку автобусов, трамваев и троллейбусов с кондиционерами. Одни перевозчики просят субсидии от властей, другие — хотя бы бюджетных гарантий, чтобы приобрести транспорт в лизинг.
И даже если в этом вопросе властям и бизнесменам удастся договориться, то останется проблема пробок. А ее без ремонта и реконструкции дорог, изменения схем движения транспорта решить не удастся.
— О каком соблюдении расписания может идти речь, если автобусы по полтора часа стоят в пробках. Город — не резиновый. Надо решать проблему загруженности дорог, — считает представитель «СамараАвтоГаза» Дмитрий Камынин.
Звучали предложения сделать платный въезд в центр Самары, ускорение работы по обустройству платных парковок. Но, например, руководитель ассоциации «Самарское региональное объединение перевозчиков грузовым и пассажирским транспортом "Волгаавтотранс"» Пётр Григоров считает, что это не поможет.
— В Европе уже всё перепробовали. И только одно сработало — приоритет общественного транспорта. А чтобы жители стали чаще ездить на автобусах, например, а не на личных машинах, нужно повысить уровень комфорта, увеличить скорость передвижения. Сейчас нам еще далеко до этих стандартов, — сказал Пётр Григоров.
По его словам, нынешних тарифов на оплату проезда в общественном транспорте перевозчикам не хватит, чтобы подтянуть работу. А вот по мнению начальника управления Ространснадзора по надзору за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ивана Данильцева, в цену нужно включить и расходы на обеспечение безопасности, как это организовали, например, в сфере авиаперевозок.
— Почему мы включаем в тариф только расходы на перевозку? Есть ведь и другие аспекты работы общественного транспорта. Если добавим лишние 50 копеек к тарифу, перевозчикам будет легче, — считает Иван Данильцев.
Разрабатывать региональный стандарт качества пассажирских перевозок будут чиновники, депутаты и транспортные организации. Представить его планируют в третьем квартале 2019 года.
А какие проблемы общественного транспорта вы испытываете на себе?
Хотите предложить новость? Свяжитесь с редакцией по телефону: 8 (960) 8-321-574, с помощью почты Написать письмо или через наши аккаунты в соцсетях: Twitter, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники». Следить за новостями удобно в нашем Telegram-канале.