Что общего между автомобилем и Пизанской башней? Зачем на кузове Lada поставили крест? И что он означает? На эти вопросы ответил директор по дизайну концерна АВТОВАЗ Стив Маттин на лекции в Самарском университете.
«В России я не боюсь экспериментировать»
— Я несколько раз резко менял свой образ жизни. Сначала переехал из Англии в Германию, потом в Швецию. Теперь я живу в России. Мои друзья, родные и просто знакомые не понимали, что толкнуло меня переехать сюда, — рассказал Стив Маттин. — Я тоже не раз задавал себе этот вопрос. Конечно, работа была одной из основных причин.
По словам дизайнера, работа была только одним из ответов. Но спустя несколько лет художник понял, почему он уехал в другую страну. Для него российский автопром похож на чистый лист: холст, по которому он может рисовать любыми красками и не бояться экспериментов, осуждения и критики.
Стив Маттин родился 25 октября 1964 года в британском городе Бедфорд. Дизайнером работает с 1987 года. Карьеру он начинал в Германии в компании Daimler-Chrysler, где был одним из создателей внешнего вида автомобилей Maybach и Mercedes-Benz. В 2005 году дизайнер перешел в шведский концерн Volvo. Шесть лет спустя Стив стал сотрудничать с ВАЗом.
— Современный автомобиль должен быть и рациональным, и эмоциональным, — пояснил дизайнер.
Стив Маттин говорит, что думает, как обычный автолюбитель. Старые модели Lada выглядели серо и неброско. Новые же — яркие, цветные, современные.
Машины как люди
Если создатель Apple Стив Джобс предлагал «Мыслить иначе», то его коллега из АВТОВАЗа советует «Мыслить вне границ». В команде дизайнера работают люди из Москвы и Тольятти. Разное видение ситуации вызывает споры, и именно в этих спорах и рождаются новые идеи.
— Я хочу, чтобы мои автомобили были, как лица людей, такие же неповторимые, — добавил Стив Маттин.
Откуда взялась буква «Х»?
За несколько лет работы в России дизайнер приложил руку к новой линейке Lada. При нем во внешнем виде автомобилей появились очертания буквы X. Его можно увидеть на корпусах X-ray, X-cross и X-code.
Но Стив Маттин «поставил крест» не только на боковинах корпуса авто, но и на его передней части.
Впервые такой внешний вид применили к Lada Vesta.
— Мне очень нравится внешний вид спирали ДНК. Внешне литера Х на нее похожа. Эту концепцию, когда все детали одного целого должны быть идеально подогнаны друг к другу, я и применяю не только при создании внешнего вида авто, но и в работе своей команды.
«Не хочу делать Пизанскую башню на колесах»
При Стиве Маттине изменился внешний вид логотипа Lada.
Кораблик год за годом обретал объем, ветер постепенно наполнял его парус, а поле из прямоугольного округлялось. Такое изменение дизайнер назвал «революцией бренда».
Также он рассказал, как рождаются идеи новых машин.
— Я всегда думаю о пропорциях, — пояснил художник. — Автомобиль — это же как дом. Если нарушить пропорции, то в итоге мы получим Пизанскую башню на колесах. Ну, или еще одну машину, похожую на известные смартфоны.
Процесс создания нового автомобиля занимает больше четырех лет. Сначала команда разрабатывает концепцию, общую идею того, как будет выглядеть машина. Затем художники рисуют эскизы будущего автомобиля. Потом начинается «естественный отбор»: двухмерное моделирование, перенос модели в трехмерное пространство, компьютерные тесты «жизнеспособности» машины. После этого до конца «доживает» один или два рисунка. Именно их и реализуют.
Сначала в пластике, проверяя внешний вид, затем в металле. Именно эти модели и показывают совету директоров, которые выносят окончательный вердикт, стоит ли давать «зеленый свет» этой идее или нужно отправить ее на доработку.
Параллельно с этим идет работа над интерьером автомобиля. Всё, начиная от расположения и рисунка руля и заканчивая кнопками на приборной панели, разрабатывают дизайнеры.
— Нам хочется делать такие авто, в которых мы сами хотим сидеть и ехать, — сказал Маттин.
В будущем АВТОВАЗ планирует выпустить 12 новых моделей Lada и внести небольшие изменения в 11 уже существующих моделей, сообщил Стив Маттин. Для этого концерн готов нанять 250 инженеров-выпускников Самарского университета.
Фото: Илья Овсянников