Мы с сотрудниками ДПС караулим нарушителей у «Ладьи» рядом с набережной. Первой останавливаем сильно тонированную «Ниву». За рулем — молодой мужчина Георгий. Светопропускаемость стекол машины должна быть не меньше 70 процентов. Ее измеряют специальным прибором — тонером. Но на «Ниве» Георгия светопропускаемость боковых передних стекол — 5,6 процента.
— Тонировка на этой машине у меня уже четыре года. Но езжу я на «Ниве» редко. В первый раз за тонировку меня остановили вчера. Составили протокол, обязали очистить стекла авто. Дали на это сутки. И вот невезение — именно на следующий день остановили снова, — рассказывает водитель.
До истечения оговоренных суток у Георгия остались полчаса. Сам он признается: с автосервисом не договаривался, пока будет составляться новый протокол — полчаса и истекут. В итоге мужчина получает повторный штраф и достает огромный нож. С помощью последнего сдирает тонировку со стекол.
— Штраф за тонировку — 500 рублей. Водителю также выдается письменное распоряжение, чтоб он избавился от тонировки. Если через сутки его остановят снова — его ждет повторный штраф и требование избавиться от тонировки немедленно. Если он тут же не снимает тонировочную пленку, водителю грозит новое наказание — больший штраф или арест на 15 суток, увезти в суд его могут сразу же, — объясняет замначальника отдела ГИБДД УМВД России по Самаре Александр Дерябин.
Сейчас в городе за тонировку составляется в среднем тридцать протоколов в день.
— Весной и летом больше водителей наклеивает на передние стекла темную пленку, чтоб не было жарко от солнца. Но пленка эта опасна — вечером, в темноте, водитель практически ничего не видит из-за тонировки. В итоге может кого-то сбить или куда-то врезаться, — рассказывает Александр Дерябин.
Следующий наш «клиент» — батюшка на «Делимобиле». Издали показалось, что каршеринговое авто затонировано, но спецприбор не показал превышения нормы.
— Я сам не езжу с тонировкой и никому бы не советовал этого делать. Все-таки законы нужно соблюдать, — говорит отец Андрей.
Но не все водители так легко соглашаются с сотрудниками ДПС.
— Летом, если ехать без тонировки, левая рука просто «горит» от солнца. Появляется так называемый «загар водителя» — с одной стороны. Плюс очень некомфортно находиться в машине от жары. Мне просто повезло, что на моей «Тойоте» заводская тонировка — она не превышает норм, — комментирует остановленный нами водитель Land Cruiser Юрий.
Дальше останавливаем сильно тонированный Mitsubishi. Измеряем стекла тонером — светопропускаемость только 44 процента. Этот водитель тоже рассказывает, что просто не любит яркое солнце, и отправляется в машину ДПС для составления протокола.
Еще пару машин мы останавливаем из-за наличия на передних стеклах специальных черных шторок. Они, как и тонировочная пленка, не пропускают яркий свет. Сотрудники ДПС требуют немедленно их убрать — шторки водители тут же сдергивают и отделываются простым предупреждением, без штрафа и протокола.
Еще одного молодого человека — Евгения на Daewoo Nexia — уличили в частичной тонировке на переднем стекле. Темная пленка наклеена небольшой полоской только сверху, но ширина этой полоски — больше допустимой нормы. Евгения тоже приглашают в автомобиль ДПС для составления протокола.
Во время рейда попадаются и другие нарушители. Например, мы остановили Party Bus, на котором сзади был установлен большой кондиционер — как на жилом доме. Сотрудники ГАИ объясняют — переделывание транспортного средства — грубое нарушение. Полицейские составляют протокол, в течении десяти дней владелец автобуса должен избавиться от такого «апгрейда». Водитель Шавкат катается на взятой у друга Daewoo Nexia с наклеенной пленкой на номерах — из-за этой пленки номера не отображаются на дорожных видеокамерах. Шавкат тоже получает протокол и сдирает пленку с номеров под пристальными взглядами сотрудников ДПС.
Еще одно остановленное нами авто — снегоболотоход. Им управляет 16-летний парень. Это законно, но снегоболотоход не зарегистрирован. Смотрим документы и понимаем, что парень технику только купил — на постановку на учет у него есть еще несколько дней.
— Рейды мы проводим регулярно. Поэтому призываем всех водителей соблюдать ПДД, в противном случае — будем выписывать штрафы, — подытоживает Александр Дерябин.
Ксения Штефан