18 января суббота
СЕЙЧАС -2°С

Как камеры на дорогах Самары «отстреливают» водителей-нарушителей

Руководитель Центра фиксации правонарушений ответил на животрепещущие вопросы

Поделиться

Несправедливый штраф можно оспорить при личном приёме

Несправедливый штраф можно оспорить при личном приёме

Зачем водители замачивают номера в тормозной жидкости? На какие нарушения ПДД не распространяется скидка 50%? На эти вопросы ответил начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Александр Башковатов.

«Наши камеры работают в несколько смен»

— Сколько комплексов установлено в Самарской области сейчас?

— Всего в регионе действует 568 технических средств фотофиксации, из них 439 стационарных, а остальные — мобильные.

Первая группа комплексов установлена на перекрёстках, где зафиксирована высокая аварийность. На одном участке может быть от 4 до 20 камер. Так много камер, например, на таких перекрёстках, как Московское шоссе — Ташкентская и Московское шоссе — XXII Партсъезда. Мы получаем с них изображение «от бордюра до бордюра».

За некоторыми перекрёстками наблюдает больше десятка камер

За некоторыми перекрёстками наблюдает больше десятка камер

Главный плюс таких камер — они работают круглосуточно, с редкими перерывами на техническое обслуживание. Их надо установить, подать питание, и всё. Если возникают какие-то проблемы с изображением, нужно протереть оптику или перенастроить комплекс, то этим занимается обслуживающая организация. Но такое бывает редко — раз в неделю или в месяц, в зависимости от проблемы.

Но камеры нового поколения практически не требуют вмешательства человека. На холодное время года у них есть подогрев, чтобы линзы не запотевали. Летом от пыли они сами себя могут очистить.

Мобильные комплексы, они же «треноги», работают только в светлое время суток. Во-первых, только тогда может получиться хорошее и качественное изображение. Оно будет служить для нас доказательной базой при вынесении постановления. Во-вторых, в темное время суток поток машин не такой интенсивный.

Мобильные комплексы устанавливают на федеральных и региональных трассах

Мобильные комплексы устанавливают на федеральных и региональных трассах

Максимальное время работы таких камер — 8 часов. И если зимой этого времени хватает, то летом его недостаточно. И выставлять приходится их раньше, и работают они в несколько смен в течение светового дня — с 7:00 до 21:00.

Ещё одна разница между комплексами — место установки. Треноги обычно стоят за пределами города, на трассах регионального и федерального значения.

— Планируете ли увеличивать количество комплексов в регионе?

— Да, конечно. До 2024 года их количество возрастёт на 219 штук. Только в 2020 году мы планируем установить 50 новых комплексов. Сейчас мы анализируем аварийность на дорогах, чтобы составить и предложить дислокацию их размещения. В основном речь идёт о дорогах регионального и федерального значения. Например, М-5 «Урал» или Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград и Самара — Большая Черниговка до границы с Казахстаном.

Но камеры нельзя считать панацеей, которая на 100% снижает аварийность. Это и работа ДПС, которая следит за дорогами и перекрёстками. Не забываем и про ремонт и реконструкцию дорог. И речь идёт как о небольших изменениях — нанесении разметки или установке знаков, так и о существенных — формировании разгонных полос или расширении проезжих частей. Тем не менее мы констатируем, что на тех участках, где есть камеры, снизилось количество ДТП и пострадавших в них.

Места установки камер меняют каждый месяц

Места установки камер меняют каждый месяц

«Машину хорошо видно даже в темноте»

— А на какие нарушения настроены камеры?

— Во-первых, это превышение скорости. Такая опция есть во всех комплексах. На втором месте — выезд на встречку, проезд стоп-линии или выезд на запрещающие сигналы светофора.

При этом за непристёгнутый ремень, за разговор по телефону или перевозку пассажиров с нарушениями камера не оштрафует. Это миф. А вот инспектор — да.

Ещё один вид нарушений — езда с выключенными фарами. Это же смертельно опасно! Особенно при обгоне. В зеркало заднего вида такого водителя не видно, а скорость немаленькая.

Попробуйте в 23:00 проехать по Московскому шоссе — вас сразу же комплекс «Интегра» «заметит». На фото будет время суток, зафиксировано отсутствие внешних световых огней — и вот он штраф. Машину «выцепили» из потока и сняли. А номер, несмотря на темноту, будет хорошо виден.

Номер чётко виден, несмотря ни на что

Номер чётко виден, несмотря ни на что

Водитель в тёмное время суток обязан включать ближний свет. В зависимости от модели его  можно использовать вместе с габаритными огнями или с противотуманками.

Да, не все модели могут ехать с включёнными фарами днём. Если инспектор заметит отечественное авто, где просто технически нет ходовых огней, но включен ближний свет, то штрафовать не будут. Но если нет вообще никаких огней, а возможность их включить есть, то наказания не избежать.

— А по выделенным полосам можно ехать только автобусам и троллейбусам? Или маршрутки тоже к общественному транспорту относятся?

У руководителя центра есть сведения о работе общественного транспорта

У руководителя центра есть сведения о работе общественного транспорта

— Любой общественный транспорт движется по установленному маршруту. Есть информация от Минтранса и дептранса, где прописаны улицы, время начала и конца маршрута, интервалы движения.

А вот вахтовым автобусам нельзя по таким полосам ездить. Их за это оштрафуют. Да и смысла заезжать на них нет. Например, если автобус едет от Мехзавода до «Самолёта», то он гораздо быстрее проедет по основному ходу Московского шоссе, если не будет заезжать в каждый карман и на каждую остановку.

«Залётных» водителей мы тоже заметим. Предположим, тот же автобус № 61 только пересекает Московское шоссе. А если его заметят где-то на Мехзаводе, то это вызовет подозрения. Да и пассажиры к нему не сядут, у них будут вопросы: «Что он здесь забыл?»

— Среди частых нарушений вы упомянули выезд на встречку. Но иногда бывает так, что другой возможности у водителя объехать препятствие нет. Что делать в этом случае?

— Нарушения фиксирует камера, а сотрудники ЦАФАП его перепроверяют. Они и принимают решение, выносить ли постановление или нет. Если при просмотре фото и видео специалист видит, что у водителя всё же была возможность объехать препятствие без выезда на встречку, то его привлекут к ответственности. В другом случае фото признают некорректным, а водитель не получит штрафа.

И так со всеми спорными случаями — сломался светофор, идёт ремонт дороги, заглохла машина, стёрлась разметка. Но и водителям не стоит злоупотреблять такими моментами. Тем не менее они всегда могут оспорить ошибочный, по их мнению, штраф.

— Какое наказание предусмотрено для любителей спреев, плёнок, грязи на номерах?

— У нас есть 3 судебных решения. Водители пытались схитрить и стёрли всю краску с номера, сделав его белым. Или стёрли частично, сделав из «Харитона» «Ульяну», а из «Ольги» — «Сергея». Таких нарушителей остановили инспекторы, изъяли номера, отправили их на экспертизу. Она показала, что краску удалили химически (например, в тормозной жидкости) или механически. При этом мы находили оригинальные номера в багажнике. Суд лишил водителей прав на 1 и 2 месяца. 

Стоит отличать намеренное действие от непреднамеренного. Если визуально заметно, что авто чистое, а грязь только на номерах — это штраф. Ведь некоторые водители как делают — заезжают на мойку и просят не мыть знаки. Если мы понимаем, что он намеренно так поступает, то это административное наказание.

«Конкретные нарушения рассматриваем в отдельном порядке»

«Конкретные нарушения рассматриваем в отдельном порядке»

А вот за перевёрнутые номера административного наказания не будет. Их же можно прочитать, верно? Другое дело, если водитель нарушит ПДД, превысит скорость или проедет на красный свет. 

С иностранными номерами чуть сложнее. Иностранные буквы и символы система может «прочитать» иначе — например J принять за 1. Но и такие материалы сотрудники проверяют самостоятельно.

«Не затягивайте с обжалованием»

— А как это происходит? По словам водителей, приёмный день всего один — среда. Они жалуются, что попасть очень сложно. Можно ли обжаловать штраф другим способом?

Обжаловать штраф можно на личном приёме

Обжаловать штраф можно на личном приёме

— Да, конечно. К нам стекаются материалы с камер со всей Самарской области. И водители к нам тоже приезжают со всей губернии.

А вот про приёмный день водители лукавят. Мы принимаем и консультируем по всем вопросам центра по будням, кроме четверга. Здесь они могут оспорить штраф или сообщить о продаже автомобиля и переустановке его на учёт в другом регионе или на другого собственника. Если штраф есть и он «не ваш», то мы просматриваем фото, выносим решение на месте и отдаём его на руки.

Другой вариант — обратиться к нам по почте. Можно у себя в отделении отправить нам письмо, а можно и приехать на Красноармейскую, 135 и опустить конверт в наш ящик. Его раз в день проверяют и все обращения регистрируют.

Мой совет — не затягивайте с обжалованием постановлений. Делайте это как можно скорее. У вас есть только 10 суток с момента получения постановления на руки.

Руководитель ЦАФАП рекомендует писать и подписывать обращения от руки 

Руководитель ЦАФАП рекомендует писать и подписывать обращения от руки 

— А если «письма счастья» не было? Что делать в таком случае?

— Мы их рассылаем заказными письмами, с уведомлениями. Не получить их сложно. Тем не менее через 30 суток мы узнаем об отказе. А через 10 суток постановление вступает в законную силу.

Если по объективным причинам вы письмо всё же не получили, то есть возможность восстановить все сроки. Водитель может к нам обратиться с ходатайством, и по усмотрению сотрудника ему могут восстановить сроки обжалования. Но для этого надо не иметь совсем никакой возможности ни написать нам письмо, ни получить постановление.

— А можно ли восстановить сроки для оплаты штрафов со скидкой?

— Это уже индивидуально. Есть статьи, за которые она не предусмотрена. Например, повторный проезд на красный свет в течение года. В первый раз есть скидка 50%, и штраф составляет 500 рублей. Во второй, третий и последующие разы такого не будет. И платить придётся по 5000 рублей.

Вынесение постановления, увы, процесс небыстрый. Примерно в течение 2–5 дней информация о нарушении попадает в систему ГАИ. Мы всё обрабатываем, признаём материал годным или забракованным, в том числе и без состава правонарушения.

Но водителям долго ждать не приходится. У всех почти есть телефоны, и они узнают о штрафе через портал госуслуг. Если они согласны с нарушением, то там же и оплачивают.

Другое дело, если водитель зарегистрировал авто в одном регионе, а сам проживает в другом. О перемене он не сообщает в ГИБДД, и постановления приходят по старому адресу. Кстати, за то, что он ничего не сообщил, ему тоже придётся отвечать.

«Ориентируемся на внутренние убеждения»

— А какие доказательства принимают для обжалования?

Фото с камер перепроверяют сотрудники центра

Фото с камер перепроверяют сотрудники центра

— Любые — устные показания свидетелей, фото, видео, справки. Сотрудники их изучают, проверяют на достоверность. И уже по своему внутреннему убеждению решаем, нарушал ли водитель или нет. Если это требуется, то и видео смотрим: заезды за стоп-линии, проезды на красный свет. У нас есть ролики полного цикла нарушения.

КоАП 26.11: Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Но когда дело доходит до обжалования превышения скорости, видео с камер не рассматривается. Наши комплексы прошли сертификацию и поверку, а автомобильные видеорегистраторы — нет.

— А что делать, если разметка на дороге стёрта, но есть знак? Водитель якобы видит только знак, который находится на метр дальше, останавливается там, где надо, а ему в итоге прилетает штраф за заезд за стоп-линию.

— В таком случае водители должны руководствоваться требованиями знаков. И за обжалованием надо обращаться к нам. Если постановление неправомерно, то мы его отменим.

Но следует помнить, что знак и разметка устанавливаются в соответствии с ГОСТом и ПДД. И вряд ли такая ситуация возможна, но этот конкретный случай нужно рассматривать отдельно.

— А что делать, если и светофор работает, и инспектор на дороге? На кого реагировать, чьим указаниям подчиняться? Такое мы часто видим на Дальней, в дни мероприятий на «Самара Арене».

— Если инспектор находится на перекрёстке, мы видим его на камерах. Он регулирует поток. И для водителей сигналы светофора в данном случае могут быть не обязательными. Инспектору важно разгрузить поток, кому-то дать повернуть, кому-то проехать, даже с горящим красным сигналом. За такое мы не оштрафуем.

То же и при регулировании потока при ДТП. Нахождение инспектора — это основание для невынесения штрафа. Но если его нет, то водителю надо ориентироваться на знаки и сигнал светофора.

— А что насчёт проезда перекрёстков с машинами скорой помощи?

Красные линии означают зоны фиксации камер

Красные линии означают зоны фиксации камер

— Всё зависит от ситуации. Если мы видим, что водителя поджимает машина экстренной службы и он вынужден был заехать за стоп-линию, то в таком случае мы штрафовать не будем. Но если водитель решит проехать перекрёсток, но у него была возможность не делать этого, то мы оштрафуем его.

Мы сейчас в постановлении не одно, а 6 фото ставим, с двух разных ракурсов и временных промежутков — до нарушения, само нарушение и после.

Если водитель заедет на две сплошные — тут тоже индивидуально. Но у скорой есть приоритет, преимущество, они могут проехать по встречке с включенными световыми и звуковыми сигналами.

Но есть случаи, когда мы не можем заметить этого. В плотном потоке, 3–4 ряда машин. И скорую сложно заметить, особенно если она далеко. На фото её не было, а водитель приходит и может обжаловать решение.

В итоге получается такая картина — скорая была вне зоны видимости камер, но её заметили водители. Они посигналили, проявили уважение, пропустили и хором перестроились. Да, тогда состава правонарушения не будет.

— А экстренные случаи — когда водитель везёт рожающую жену в больницу? Или стало плохо кому-то, и в больницу торопятся, на гашетку давят.

— Бывает и такое. Но тут снова — всё индивидуально. Иногда водители сами нас предупреждают, что везут роженицу в больницу. Так, например, на Зубчаниновском посту было так: водитель сам нас предупредил, мы сопроводили «беременный» автомобиль. Родителей потом коллеги из ГИБДД поздравили и подарили автокресло.

Но есть и другая ситуация: родственнику стало плохо, ему вызвали скорую и потом за ней ехали по встречке. Скорую мы не штрафуем. А вот водителя — да. Причем столько раз, сколько он попал в зону видимости камер.

Бремя доказывания лежит на водителе. Если его нарушение помогло спасти жизнь человеку, то мы можем освободить его от наказания.

оцените материал

  • ЛАЙК 7
  • СМЕХ 1
  • УДИВЛЕНИЕ 1
  • ГНЕВ 1
  • ПЕЧАЛЬ 1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Эльвира
5 дек 2019 в 17:02

Каждый день прохожу у областной прокуратуры и вижу как на местах для инвалидов припаркованы автомобили работников прокуратуры без знаков инвалид, и по чему то простояв вез день до конца рабочего дня их не эвакуируют.

Гость
5 дек 2019 в 16:52

В к эти камеры и штрафы направлены на отъем денег у населения.

San-Diego
5 дек 2019 в 17:23

Больше камер надо повесить на трамвайных линиях,на кот.как правило,стоят машины. Мои уставшие земляки вынуждены стоять в давке трамвая в ожидании,когда король на кредитной машине соизволит пропустить их. Особенно это на Полевой видно.
Встал на трамвайные пути-получи письмо счатье и казна Самары будет расти,как на дрожжах. Если раньше от Венцека до Моск.шоссе 20 трамвай шел за 40 мин,то нынче за 90 мин. Почему? Потому что кредитные богачи плюют на беззащитных граждан. Пресекать и наказывать по полной..