Страсти вокруг национального парка «Самарская Лука» накаляются. В СМИ постоянно появляется информация о том, что новое руководство заповедной зоны пошло на кардинальное изменение существующих порядков с целью «испортить жизнь» туристам, любящим отдохнуть в этих местах. Плюс ко всему, администрация парка постоянно вмешивается в работы по строительству курорта «Жигулевская жемчужина». На вопросы о том, насколько правомерны такие обвинения, отвечают непосредственно первые лица национального парка.
- На сегодняшний день в парке официально открыты для посещения только три маршрута («село Ширяево», «Усинский курган», «К пещере Степана Разина»). Самое популярное направление – «Молодецкий курган» – заблокировано. Чем вызваны такие меры?
Александр Губернаторов, директор Национального парка «Самарская Лука»:
- Сейчас появилось очень много вопросов касательно того, как будет развиваться туризм в национальном парке, постоянно возникают определенные проблемы и с туристами, и с туристическими организациями. То, что происходит сейчас, вызывает очень большие опасения. Туризм в «Самарской Луке» можно смело приравнять к экологической катастрофе, это главное негативное явление на данной территории, главный виновник того, во что превращаются природные объекты. Очень важно сейчас поддержать нашу позицию. Мы не собираемся закрывать туризм в национальном парке, мы хотим сделать его цивилизованным. Посудите сами, «Самарскую Луку» ежегодно посещает более миллиона человек. Из них только 40 тысяч посетителей проходят через администрацию парка, остальные, фактически, являются нарушителями. И это только полбеды. Из всего этого миллиона человек экологическими туристами, то есть теми, кто не наносит вреда окружающей среде, могут считаться только 10 тысяч. Нас эта ситуация не устраивает. Везде говорят, что мы резко ужесточили нормы. Ничего подобного. Эти нормы существуют уже 24 года. Просто теперь мы пытаемся их выполнять.
- Как теперь осуществляется охрана этой территории?
Сергей Беляшов, заместитель директора по охране территории Национального парка «Самарская Лука»:
- Компромисс между охраной и туристами, конечно, искать надо. В те далекие времена, когда организовывался наш национальный парк, задачи охраны были другими. Прежде всего, борьба с браконьерством. Теперь перед нами встали другие проблемы. Охрана вынуждена перепрофилироваться на экологические нарушения. Сегодня туристы для своих целей стали использовать квадроциклы, джипы. Руководители комплекса «Жигулевская жемчужина» хотят проложить сквозную трассу через всю «Самарскую Луку». Это нарушает главный принцип заповедника, принцип чистоты и труднодоступности.
- Как будет строится работа с турфирмами, которые везут туда целые экскурсионные автобусы?
Александр Губернаторов:
- Каждая туристическая фирма должна заключить с администрацией «Самарской Луки» соглашение, аккредитовать своих сотрудников для проведения экскурсий. Большинство нарушений происходит только из-за того, что посетители просто не знают, что можно делать, а что нельзя. Мы оповещаем всех туристов, что, прежде, чем взять путевку в национальный парк, они должны запросить в турфирме соглашение. В настоящий момент ни одна из туристических фирм договора с администрацией «Самарской Луки» не заключила. От «Самараинтур», например, пока поступил только звонок с предложением встретиться и обсудить договор. Дальше дело еще не пошло.
- Ощущают ли турагентства необходимость в заключении подобных соглашений?
Сергей Беляшов:
- Вопрос, в общем-то, можно решить однозначно и жестко. Мы просто можем не пустить на территорию эти туристические автобусы без заключенных с нами договоров. Однако мы пока относимся к происходящему достаточно лояльно, ограничиваемся беседой и предупреждением. Представьте, что к нам едет автобус, полный детей, которые провели в дороге не один час. Мне, как отцу, дедушке, разворачивать такой автобус обратно по-человечески тяжело и неприятно. Мы просто просим представителей турфирм найти в себе мужество и обратиться к руководителям заповедника для заключения соответствующего соглашения, берем контакты администрации турагентства. Этот год пробный. Если такой подход не принесет результатов, то нам придется действовать исходя уже из несколько иных принципов.
- Во сколько обойдется турфирме такое соглашение?
Александр Губернаторов:
- На каждый маршрут стоимость путевки составляет 50 рублей. Естественно, что экскурсия одного автобуса обойдется турагентству на каждого человека еще дешевле.
- Как взаимодействуют с администрацией «Самарской Луки» базы отдыха, находящиеся на этой территории?
Александр Губернаторов:
- В заповеднике располагается порядка 70 туристических баз. На данный момент все права на аренду земельных участков на территории национального парка принадлежат «Росимуществу». «Самарская Лука» территорию в аренду не сдает с 2007 года. Все прежние договора признаны нелегитимными. Что касается мусора, то турбазы все требования национального парка по вывозу и утилизации отходов выполняют. Все турбазы, прежде чем открыться, подвергаются плановой проверке со стороны экологических служб (и нашей в том числе). Проблема родилась в этом году, когда закрыли свалку в Жигулевске. Проблема висит, турбазы вынуждены обращаться в Тольятти, где сразу повысили цены на подобные услуги. Мы опасаемся, что этот мусор будет оставаться у нас в «укромных местах». Кроме турбаз есть еще и 33 населенных пункта. Мы предлагаем обустроить специальный полигон для мусора прямо на нашей территории, это вполне допустимо по законодательству, если будут соблюдены все экологические и санитарные нормы.
- Как строятся отношения с руководителями строящегося курортного комплекса «Жигулевского жемчужина» на территории поселка Ширяево?
Александр Губернаторов:
- Отношения у нас выстроены. К нам обращаются, мы участвуем в обсуждениях рабочей группы. Другое дело, что далеко не все наши рекомендации принимаются. Если это строительство произойдет во всех тех объемах, которые запланированы, то скажется оно на состоянии национального парка крайне негативно. Но и у нас уже есть свои победы. Планировался ресторан на Поклонной горе, планировался фуникулер, несколько кафе. Эти территории мы уже отстояли, из проекта они убраны. То же самое касается и памятника Николаю Угоднику. Сами представители церкви не уверены в необходимости этого монумента. Однако этот вопрос пока остается открытым.