Снижение тарифов международными операторами сотовой связи дало жизнь новому бизнесу, связанному с продажей так называемых туристических sim-карт. Их использование позволяет, находясь за границей, существенно сократить расходы на связь. Однако подавляющее большинство абонентов предпочитают пользоваться услугами международного роуминга, так как использование туристических «симок» выгодно только определенному кругу потребителей.
«Симки» для туристов
Компании, предлагающие туристические SIM-карты, не являются телекоммуникационными. «Суть их бизнеса заключается в договоренностях с европейскими операторами связи о выпуске специальных партий SIM-карт, которые реализуются на территории России, но используются в Европе, США и по всему миру», - объяснила специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» «Макрорегион «Поволжье-ЮВ» Екатерина Карпова. Она сообщила, что их бизнес складывается из премии в $10-15 за каждого подключенного абонента, бонуса от оператора связи за разговорную активность потребителей. По ее словам, компания-посредник получает 2-5% от сумм, которые абонент перечисляет на свой лицевой счет.
Справка
10-15% абонентов, выезжающих за рубеж, покупают «туристические карты»; в 3-5 раз снижаются расходы абонентов на мобильную связь за рубежом на связь благодаря использованию туристических sim-карт.
По словам директора компании «МАРКС - маркетинг и консалтинг» Романа Васильева, в Самаре этот бизнес развит недостаточно. «Продажей таких «симок» занимается незначительное число туристических компаний, для которых это побочное направление деятельности», - утверждает эксперт. По словам финансового директора туристической компании «Альтернативные путешествия» Геннадия Полещука, на самарском рынке представлены SIM-карты Global, SIM-Travel и Good Line. «Использование таких «симок» позволяет абонентам снижать затраты на связь за рубежом в десятки раз», - заявил он. Наталья Плотникова, менеджер туристической компании «Профцентр», являющейся официальным дистрибьютором компании World Travel Telecom, говорит, что один из предлагаемых тарифов, «Мир-40», действует в 163 странах мира и предусматривает поминутную тарификацию. Входящие вызовы из России и в стране пребывания осуществляются бесплатно, стоимость исходящего вызова – 55 центов за минуту разговора. Абонентская плата и плата за соединение тарифом не предусмотрены.
За и против
По мнению главы «СМАРТС-холдинга» Андрея Гирева, использование туристических SIM-карт действительно дает абонентам существенную экономию: «Хотя данные, что потребитель таким образом сокращает свои расходы на связь в десятки раз, явно преувеличены». По его мнению, можно говорить о 3-5-кратном снижении расходов. С ним согласен и аналитик агентства IKS-consulting Максим Саввлатин: «При использовании абонентами периодически предлагаемыми российскими операторами сотовой связи скидок на роуминг эта цифра будет еще меньше. В этом случае речь может идти о 2-3-кратном снижении затрат на зарубежную связь».
Несмотря на ряд преимуществ, туристические SIM-карты имеют и ряд существенных недостатков. Один из главных – смена абонентом привычного номера. «Для тех, кто находится в зарубежной бизнес-поездке или просто привык совмещать дела и отдых, это принципиально. Ведь, чтобы оповестить даже узкий круг коллег, партнеров и близких о новом номере, необходимо время и немалые затраты», - полагает коммерческий директор Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Андрей Левыкин. «Безусловное преимущество SIM-карты «домашнего» оператора – возможность находиться на связи в любой точке мира, имея свой привычный номер сотового телефона», - говорит Карпова. Гирев добавил, что состоятельными потребителями туристические карты не востребованы, так как для них важно сохранить привычный номер для оперативной связи с деловыми партнерами. По словам Карповой, туристические SIM-карты реализуются в России без предъявления документов. «Поэтому восстановить номер при утере или краже SIM-карты в большинстве случаев невозможно. Кроме того, вернуть внесенные на счет деньги тоже нельзя», - утверждает она. «Для подключения туристических «симок» для некоторых моделей телефонов требуются дополнительные настройки, что не всегда удобно и требует дополнительных затрат», - добавил Саввлатин.
Экономия не для всех
Большинство экспертов утверждают, что сэкономить на услугах связи за рубежом при использовании туристических SIM-карт можно далеко не во всех случаях. По оценкам представителей самих туристических компаний, реализующих подобные SIM-карты, их средняя цена в Самаре составляет 800-900 рублей. «Нулевая стоимость входящих звонков для туристических SIM-карт, на первый взгляд, очень выгодна. Однако сначала ее нужно купить, что сравнимо с расходами абонента МТС на звонки за время недельного отдыха за рубежом» - полагает Карпова. По мнению Гирева, использование туристических «симок» выгодно лишь отдельным категориям абонентов. «В основном они востребованы состоятельной прослойкой среднего класса, которая часто выезжает за рубеж», - говорит глава «СМАРТС-холдинга». «Если потребитель выезжает за границу редко, ему, конечно, выгодней воспользоваться услугами международного роуминга российского оператора», - говорит Плотникова.
Как утверждают эксперты, продажа туристических SIM-карт в определенной мере «нишевый» бизнес. По оценке Гирева, туристическими «симками» и картами иностранных операторов пользуются 10-15% абонентов, выезжающих за рубеж. Остальные предпочитают подключать роуминг у местных операторов связи.
Андрей ГИРЕВ, глава ОАО «СМАРТС-холдинг»:
- Бизнес компаний по продаже туристических «симок» во многом основан на том, что российским операторам не удается договориться о сотрудничестве с иностранными. Это очень трудоемкий процесс, который отнимает много времени и сил. Для сотовых компаний международный роуминг – далеко не приоритетное направление бизнеса. В среднем он составляет 5% в структуре трафика и до 7% от общей суммы дохода сотовых компаний.
Aвтор: Сергей Столяров