Что и говорить, Европа уже давно стала к нам ближе и доступнее. Многие из наших соотечественников уже не раз бывали на ее просторах: кто в туристической поездке, с перелетами, бронированием гостиниц и с непременным осмотром всех достопримечательностей, кто – автобусным маршрутом.
Польша, Чехия, Германия, Италия, Франция, Испания: у каждой страны свои прелести, специфика и колорит. И все бы ничего, но в очередной раз ехать в какую-нибудь европейскую столицу уже и не особо-то интересно – знаем, бывали; хочется чего-то другого. Как вам, к примеру, перспектива совершить турне по всей Европе на собственном авто? Оно, конечно, будет хлопотно, зато – море впечатлений и новый опыт.
Итак, давайте прикинем, что необходимо учесть заранее, какой маршрут лучше выбрать и на что уйдут деньги.
Для начала
Берем карту и выбираем маршрут. Для своего первого евротура лучше не изобретать велосипед, а выбрать один из вариантов самых популярных направлений. В Европу можно попасть с севера: через Питер паромом в Финляндию, далее - Германия и т.д.. Второй вариант - через Белоруссию: минуя Польшу, Чехию, Германию, Голландию, Бельгию и Францию. Рассчитайте длительность путешествия с учетом километража, наличия средств и времени на осмотр красот, посещение музеев и шоппинг. На всякий случай накиньте еще денек-другой: вдруг возникнут непредвиденные сложности, а то уж лучше провести время без суеты в каком-нибудь пивном баре, а потом отоспаться, отдохнуть и снова в путь. Насыщенность культурной программы – дело индивидуальное.
Дней за 7-8 можно побывать в Польше, Чехии, Германии и вернуться обратно через Австрию, Венгрию и Румынию. Это, конечно, если учитывать время, проведенное только в Европе – ведь еще надо доехать домой. Если же вас больше прельщает Италия, юг Франции и солнечная Испания, тогда рассчитывайте провести в дороге дней 14, не меньше.
Подготовка авто
Для того, чтобы отправиться в автотур, необходимо, прежде всего, хорошее авто. Думаю, объяснять не надо, что особой веры в автомобили отечественного производства нет, да и необходимого сервиса (в случае чего) там, в Европе, не найдешь. И потому предпочтительнее, если это будет иномарка – надежная, не старая и прошедшая недавно полный техосмотр.
Если собираетесь ехать зимой, тогда возьмите оба комплекта резины, т.к. она должна соответствовать сезону. А понятие «сезон» в разных странах разное: например, в Польше шипованная резина запрещена. И вообще дополнительно лучше иметь полноценную «запаску», чем «докатку».
Отдельно стоит позаботиться об автостраховке – куда уж без нее! Выезжая за границу на личном автомобиле, вы обязаны застраховать свою ответственность перед другими водителями. Эта страховка называется «Зеленая карта» («грин кард»), и она – обязательна. По сути своей она является аналогом российского ОСАГО, но действительна за пределами РФ. Страхуется непосредственно автомобиль, а не водители. Страховка на 15 дней обойдется порядка 30-35 Евро, на 30 дней – 60, на 90 дней – от 85. Обычная комиссия страховщика – 5% от этой цены.
Страхование собственного автомобиля нужно не посольству, а вам. Страховку КАСКО вы вольны покупать или не покупать – это дело добровольное. Однако если машина куплена в кредит и вы за нее еще не расплатились, тогда страхование КАСКО будет обязательным условием выезда.
И еще один момент, на который стоит сразу обратить внимание – наличие тонировки. Могут либо не пропустить на границе (скажем, особо не любят темные стекла в Польше и Италии), а если пропустят, то последующих проблем и разборок с полицией не избежать. И придется вам на «плохом английском» объясняться, что, мол, в России так принято, что это своего рода показатель статуса автолюбителя. А это вам надо?..
Также при выезде за границу обязательно наличие наклейки принадлежности стране – RUS.
Необходимые документы
Понятное дело, что выезд за рубеж требует и оформления необходимых документов. Вам нужен загранпаспорт, справка с работы, подтверждающая ваш доход, и желательна справка о том, что отпуск совпадает с периодом, на который выдается виза. Если в автопутешествие с вами отправляется ребенок, тогда потребуется свидетельство о рождении ребенка. Если же он едет в сопровождении одного родителя, родитель, которого не взяли, должен предоставить нотариально заверенное разрешение на выезд ребенка.
Вам непременно потребуется Шенген. Шенгенская виза обеспечивает свободное перемещение граждан и всех, кто въезжает в одно из государств шенгенской зоны: Австрию, Бельгию, Германию, Грецию, Данию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Португалию, Финляндию, Францию, Швецию, Польшу, Чехию, Словакию, Словению и Венгрию. Также напомним, что получение визы в одну из этих стран дает право на свободное перемещение внутри всех стран-участниц шенгенского соглашения.
При пересечении страны, не входящей в шенгенскую зону, надо получить транзитную визу. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Латвия не чинят препятствий путешественникам, которые едут дальше на запад. По правилам транзита обладатель шенгенской визы может находиться на их территории не более 5 дней.
Отдельно скажем о водительских правах. Для управления транспортным средством за рубежом необходимо получить международное водительское удостоверение. Оно выдается сроком на 3 года, но не более срока действия национального водительского удостоверения и на территории РФ недействительно.
Как показывает практика, при наличии национального водительского удостоверения с надписью «Permis de coduire» и вашей фамилией латинскими буквами, проблем с перемещением на автомобиле в Европе нет. Однако в случае ДТП вас могут признать виновным, так как ваши права не являются документом, признаваемым международной Конвенцией о дорожном движении ООН 1968 года.
Топливные расходы
Длительное путешествие потребует также значительных трат на топливо. Из расчета, что в среднем за сутки вы будете проезжать 400 и более километров, следите за наполнением бака. Самое дорогое топливо в Дании – 1,3 Евро, самое дешевое – в странах Бенилюкса.
Почти везде к оплате принимают карточки («Master card», «Visa» и пр.), но лучше всегда иметь при себе наличные. Следует помнить, что такие страны как Швеция, Дания, Норвегия, Великобритания, Швейцария не входят в зону Евро. Бывают и обратные исключения, когда в государстве с национальной валютой допускаются расчеты в Евро.
Сколько понадобится денег, считайте сами: общая протяженность маршрута умножается на количество необходимого топлива (смотря сколько «ест» ваш автомобиль»).
Максимальная скорость на автобанах – 110-130 км/ч. Проезд по автобану стоит 0,15-0,20 Евро/км. Например, путь через Италию, с севера до Сицилии, обойдется примерно в 150 Евро.
Для автомобилистов, впервые оказавшихся в Европе, самый надежный рецепт – пропустить вперед нескольких местных и ехать за ними, в их темпе. Подражая им, можно проехать Европу насквозь и вовсе усомниться в существовании дорожной полиции.
Где и как переночевать
Сон необходим всем нам, особенно если вы весь день за рулем. Поэтому можно заранее забронировать номер в отелях через турагентство или самостоятельно (через Интернет). Существует и другой способ: в центрах крупных городов расположены стойки информации, где вам бесплатно предложат план города и различные варианты размещения.
У частников ночлег будет стоить 15-20 Евро, в отелях от 35 до 60 и выше. Кроме того, можно останавливаться на ночлег в кемпингах. Все зависит от выбранного маршрута и вашего желания.
Главное, чтобы поездка была в радость!
Автор: Светлана Алёшина