Каким образом каждый горожанин может способствовать увеличению потока приезжих и для чего это нужно всем нам, рассказал доктор исторических наук, проректор Самарской академии государственного и муниципального управления, член городской топонимической комиссии Глеб Алексушин.
- Сейчас ведется много разговоров о том, что нужно увеличивать привлекательность Самары для туристов. А зачем это нам?
- В России привыкли полагаться на те средства, которые выделяет бюджет. В последнее время еще появилась надежда на спонсоров. Я стою за третий путь - инвестиции. Причем не от спонсоров, а те, что уже реально существуют в экономике. Туристическая привлекательность города -это инвестиционное поле. К нам приезжает определенное количество туристов, а привлекательность - это коэффициент, который способен увеличить это число. Как по Самаре ходят деньги? Мы их зарабатываем внутри города и тратим либо здесь же, либо в других регионах. Большинство туристических фирм вывозят туристов из Самары, при этом они переводят заработанные нами средства в другие уголки земного шара. А нужно, чтобы туристы из других регионов ввозили свои деньги в нашу экономику. Это самый прибыльный путь получения средств.
- Какие выгоды для Самары будет иметь увеличение количества туристов?
- О чем пишут в учебниках по туризму: сто приехавших туристов формируют одно рабочее место в городе. Например, на стадионе для чемпионата мира по футболу в Самаре предполагается 48000 посадочных мест, значит, 480 самарцев получат работу. Категории, которые тут же ощутят изменения, это работники гостиничной, транспортной и досуговой сфер. Со временем преобразования коснутся и рестораторов, и средств массовой информации.
- Почему Самара до сих пор не туристический город?
- Большая проблема заключается в том, что когда в 1941 году Куйбышев стал запасной столицей, город стал закрытым. И так было до 1991 года. У нас нельзя было развивать туризм. За 20 лет эта проблема никак не могла быть решена. Теперь нам предстоит понять значимость туризма и действовать в нужном направлении.
- Какие эксклюзивные предложения для туристов есть у Самары?
- Когда мне поручили немецкую группу и я спросил у них, что они хотят посмотреть, гости как один сказали: бункер Сталина. Это главная изюминка Самары. Россиян, помимо бункера, привлекает набережная. Конечно же, ракета. Моя мечта - восстановление бункера Берии. Он находится под Хлебной площадью и сейчас затоплен. Если привести его в приличное состояние, там, я уверен, побывает огромное количество не только приезжих туристов, но и самарцев.
- Событийный туризм - фестивали, праздники - перспективная отрасль развития?
- Я всецело за событийный туризм. На концерт или спортивное мероприятие приедут те, кто никогда не приедет в Самару просто так. Музыкальные, исторические, танцевальные фестивали привлекают в наш город очень много людей. Организация этих мероприятий обходится недорого, а прибыль приносит большую. Нужно больше их рекламировать и помогать этим фестивалям в решении ряда вопросов.
- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для туристов в первую очередь?
- Должны быть фиксированные экскурсионные маршруты. Например, люди сошли на берег с теплохода. Половина из них на автобусе с экскурсоводом поедет осматривать достопримечательности, но вторая половина никуда не поедет. Потому что это прижимистые люди, с трудом накопившие денег на путешествие, и они просто прогуляются по набережной. И если бы там им предложили купить буклет с туристическим маршрутом, они бы его непременно приобрели. Что из себя представляет маршрут? Несколько вмонтированных в асфальт металлических площадок с цифрами или еще лучше пил-ларсов (конструкции в виде трехгранной тумбы с внутренней подсветкой, чаще всего рекламные), а между ними - нарисованные на асфальте стрелочки. Турист будет переходить от площадки к площадке и читать в буклете о наиболее интересных объектах и исторических фактах, связанных с этими местами. На этом пути его будут ожидать сувенирные и продуктовые лавочки, и турист, таким образом, потратится не только на набережной, но пройдет по многим местам города. Приезжий боится далеко отойти от теплохода, потому что не знает, сколько на это уйдет времени, а в буклете будет написано, что пеший переход займет, например, полтора часа. А кроме того, управляя маршрутом туриста, мы покажем ему самые привлекательные места Самары, а не те, что лучше никому не видеть. И в этом случае он расскажет друзьям и напишет в Интернете, какой красивый город Самара и какой там удобный экскурсионный маршрут европейского уровня. Мы поднимаем имидж города и привлекаем новых туристов.
Кстати, говоря о маршрутах, хочу сказать большое спасибо руководителю департамента по вопросам культуры, спорта и молодежной политики Татьяне Шестопаловой за создание уникального туристического маршрута на 24-м автобусе (и в перспективе - на 37-м). Я подготовил текст, заслуженный артист РФ Владимир Гальченко его озвучил, и благодаря усилиям департамента транспорта и департамента культуры идея была воплощена. Сейчас жители и гости города смогут сесть на автобус со специальной наклейкой и всю дорогу от автостанции «Аврора» до Хлебной площади слушать интересную экскурсию.
- Какие проблемы стоят на пути увеличения туристической привлекательности Самары?
- Первое, что необходимо сделать, это проложить туристические маршруты. Второе - обучить экскурсоводов. В Интернете можно прочитать такие отзывы! Например, что экскурсовод ругает город или не может ответить на вопросы. А все потому, что у нас нет единой системы обучения для сопровождающих туристические группы. Кроме того, необходимо привлекать гостей через Интернет, создавать сайты, рассказывающие о привлекательности нашего города. Необходимо решить проблему с экскурсионной техникой, в том числе с прогулочной речной техникой.
Туристам всегда интересны креативные памятники. В Самаре есть много легенд, мифов, шуток, которые можно обыграть. Например, красноармеец Сухов из «Белого солнца пустыни» писал любезной Екатерине Матвеевне в Самару. Спасибо новой команде администрации города во главе с Дмитрием Азаровым, особенно заместителю главы Виктору Кудряшову - проект создания этого памятника уже в разработке.
- Как простые горожане могут помочь сделать Самару туристической?
- Многие из них обладают уникальной и интересной информацией, которая недоступна экскурсоводам. Нужно создать некую копилку для подобных бесценных знаний. Потом приводить в порядок свои дворы, и особенно дворики в старой части города. В некоторые из них неприятно заходить: какие-то вещи разбросаны, неприглядные палисадники. Здорово, что администрация города проводит конкурс «Двор, в котором мы живем». Жители стали своими силами приводить в порядок территорию возле панельных домов и украшать дворы раскрашенной утварью, шинами, забавными фигурками. Еще можно, например, покрасить фасад своего дома. Или хотя бы не писать в администрацию гневные письма: «Как же вы посмели переименовать Карбюраторную улицу?!» Это началось после того, как мы на топонимической комиссии с трудом добились разрешения присвоить улице имя отца-основателя Самары князя Григория Засекина. Безусловно, для жителей это хлопоты - необходимо менять документы, но, может быть, это как раз тот самый вклад, который каждый может внести в общее дело. Конечно, самое главное - не мусорить на улицах. И с детства приучать к порядку детей. Тогда наш город станет более привлекательным не только для туристов, но и для нас самих.
Автор: Маргарита Прасковьина