
Недавняя ситуация с туристическим оператором «Ланта-Тур» поставила вопрос о гарантиях услуг на рынке организованного заграничного отдыха. При том что компания работает на рынке с 1991 года, то есть успела себя зарекомендовать как вполне благонадежная. Более полутора тысяч россиян оказались в беспомощном положении в 20 странах мира.
Правительству России пришлось даже выступить гарантом оплаты счетов разорившейся фирмы. Но подобный случай не первый. Как не оказаться в числе таких «счастливцев», с трудом вернувшихся из прерванных отпусков?
Прежде всего проверить на сайте Ростуризма, есть ли данная турфирма в реестре ведомства. Затем узнать, сколько лет компания существует на рынке услуг. Чем дольше, тем надежнее. Далее не мешает сравнить цену на тур с ценами конкурентов. Если цена намного ниже, следует задуматься. Тут именно тот случай, когда скупой может заплатить не просто дважды, а и на порядок больше. Демпинг в турбизнесе («горящие путевки» и прочие заманчивые акции), конечно, дело обычное. Туроператорам, чтобы конкурировать на рынке, приходится блоками выкупать места на авиарейсах и в гостиницах. И потом придумывать акции и скидки, если поток заявок на туры низкий. Так что с одной стороны «горящие туры» могут оказаться как сезонным явлением, так и явным признаком провальной политики турфирмы.
- Туристические путевки надежнее покупать российским туристам у средних туроператоров из-за более адекватных финансовых гарантий их деятельности. Когда финансовая гарантия составляет максимум 100 миллионов рублей для крупных туроператоров. И этой суммы часто недостаточно. Нужно страховое возмещение платить с каждого тура, тогда будет хватать всем в случае ЧП, - заявляет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
Еще одна значимая деталь при выборе тура — наличие страховки. Также следует проверить, насколько известна и как долго работает та или иная страховая компания. Например, скандал и банкротство компании «Капитал-тур» в 2011 году было вызвано невыполнением своих обязательств ее страховщика — компании «Инногарант». Туристы, которых досрочно вывозили из мест отдыха, до сих пор ходят по судам, чтобы вернуть свои деньги.
- При покупке тура с клиентом должен заключаться договор. И при неисполнении обязательств или их существенно заниженном качестве турист имеет право на выплату компенсации. Но обращаться придется уже по возвращении на родину, собрав все документы для подачи их в страховую компанию. А вот моральную компенсацию можно потребовать только в суде, - рассказала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей областного управления Роспотребнадзора Татьяна Головина. При этом пострадавшим туристам придется сначала обратиться в страховую компанию. Но чтобы получить страховое возмещение, понадобятся справки от туроператора о невозможности выполнить свои обязательства.
Другая важная деталь в путешествии за границу - наличие медстраховки, продленной до конца срока пребывания. Из экономии наши соотечественники нередко, открывая например шенгенскую визу на три года, в первую поездку оформляют страховку, а затем уже приезжают в Европу без нее. А ведь законодательство у всех стран разное, и не везде готовы оказать бесплатную медицинскую помощь даже в экстренных случаях. Простая зубная боль может превратить заграничный отпуск в мучение. И, конечно, желательно изучить обычаи тех стран, куда вы едете. Особенно если это Восток или Африка. Так меньше вероятность попасть в неловкую или опасную ситуацию. Законом это не оговаривается, но туроператор должен провести специальное занятие по правилам пребывания в стране.
Решить проблему заинтересованы и представители турбизнеса. Дело в том, что 2006 году в целях либерализации туристического рынка было отменено обязательное лицензирование турагентств. Поэтому распространением путевок может сегодня заниматься даже тетя Маша с базара, которая вчера еще торговала жареными семечками. Чтобы не потерять доверие потребителей, крупные игроки предложили создать несколько саморегулируемых организаций. Подобное уже существует на рынке строительства жилья.
- Это означает по сути круговую поруку, когда туроператоры следят друг за другом, чтобы не было сбоев. В то же время создание СРО - крайне болезненный процесс, так как отвечать своими деньгами «за того парня» никто не хочет. В классическом понимании саморегулирование предполагает полную ответственность всех за каждого. Но туроператоры будут против такого. Поэтому более перспективно вводить систему реестра путевок, отчисления с каждой путевки. Возможно, необходим гарантийный фонд для вывоза туристов, но не на выплату компенсаций, - считает генеральный директор одной из крупных туристических компаний Игорь Тришин.
Автор: Александр Кедров