Страна и мир Спецоперация на Украине истории Три дня сидели голодными: что еще рассказали супруги, приехавшие из Мариуполя

Три дня сидели голодными: что еще рассказали супруги, приехавшие из Мариуполя

Пара месяц прожила в подвале своей многоэтажки

Супружеская пара оставалась в своем доме до последнего

Прятались в подвале от снарядов, готовили на кирпичах, а после фактически ползли через пустынный разрушенный город под гром бомбежки. Такие испытания пришлось пережить 74-летней Алле Алексеевне и 80-летнему Анатолию Ивановичу Дзюба из Мариуполя. С 25 февраля они жили в эпицентре военных действий и в прямом смысле не видели солнца. Лишь спустя месяц супруги выбрались из города и нашли временное пристанище в Самаре.

Алла Алексеевна родом из России, из Брянска. Анатолий Иванович — из Донбасса. В Мариуполе их свела судьба. Алла Алексеевна приехала в город к дяде и поступила в техникум. Прошло несколько лет, и она повстречала будущего супруга. Оба работали в транспортной отрасли. Анатолий Иванович служил в автобусном парке. Алла Алексеевна была диспетчером для трамваев и троллейбусов.

Пара обзавелась жильем на берегу Азовского моря, воспитала троих детей. Сейчас оба на пенсии.

— В Мариуполе всё началось прямо на следующий день после объявления спецоперации, 25 февраля. В тот день упал первый снаряд. Как раз около нашего дома. Он упал во дворе, отскочил от асфальта, как теннисный мяч, пробил насквозь квартиру в третьем подъезде и упал на Приморский бульвар, совсем близко к морю, — рассказывает Анатолий Иванович.

24 февраля Владимир Путин объявил о начале военной спецоперации по защите Донбасса. Президент сказал, что в планы РФ не входит оккупация Украины, а военные действия связаны с денацификацией и демилитаризацией страны. Особо ожесточенные бои с 25 февраля идут в Мариуполе. Сейчас часть города контролируют российские военные, часть — ВСУ и боевики спецотряда «Азов» (деятельность запрещена в России). В Мариуполе остаются около 120 тысяч человек. Несколько тысяч украинских военных сдались в плен.

Начался пожар. Дул восточный ветер, и огонь перекинулся на четвертый подъезд, в котором жили супруги Дзюба. Люди побежали в подвал, возможно, не подозревая, что они проведут там весь следующий месяц под гром обстрелов.

Ожесточенные бои в Мариуполе идут с 25 февраля

— Мы не знали, день сейчас или ночь. Поскольку народу было много, было тесно. Мы с женой и нашим котом примостились в уголочке возле труб на щебенке. Так и сидели там на сквозняке. Ни газа, ни света, ни воды, ни тепла. Бывало, по три дня не ели. Готовили на кирпичах. Хорошо, что у нас там с дачи были закатки. За один месяц похудели на 10 килограммов. И постарели на 10 лет, — говорит Алексей Дзюба.

По словам пенсионера, молодежь быстро собрала вещи и уехала, а супруги Дзюба остались в погребе. Но делать нечего, Анатолий Иванович начал иногда подниматься из подвала в свою квартиру и по возвращении докладывать обстановку жене.

— У нас было истощение. У меня сердце слабое, у Аллы давление скачет. Насилу пришли в себя. Я жене говорил: «Давай уедем!» А она: «Не могу. Я без своего кота не уеду, и квартиру жалко». Делать нечего, постелили на полу. Мы пережили ад и конец света. Это такие страсти. Каждый раз, как кто-нибудь хлопнет дверью, весь сжимаешься, потому что думаешь, что это снаряд взорвался. Кто-то очень правильно сказал, что это был второй Сталинград, — вспоминает Анатолий Иванович.

У пары была магнитола, которая раньше передавала и украинские, и русские программы. Но потом все каналы пропали, потому что разбомбили станцию.

— И вот магнитола заработала. Объявили: «Говорит Донецк. Открыты коридоры. Спускайтесь к морю, там ждет машина», — рассказывает Анатолий Дзюба.

Супругам пришлось идти через разбитый город

В итоге супруги всё же решили бежать. Оставили ключи от квартиры соседке с сыном, завернули кота и пошли. По словам Аллы Алексеевны и Анатолия Ивановича, шли, даже уже не разбирая, куда падают снаряды. От слабости спотыкались и падали на каждом шагу.

— То ли день, то ли ночь — неясно. Солнца не было. Над всем Мариуполем навис смог, всё горело. До церкви мы полдня добирались ползком в гору. Там стоял трехосный «Урал», рядом — российские ребята с автоматами. Мы к ним подошли, попросились посидеть, — сказал мужчина.

Военные подсказали пожилым людям, как добраться до места эвакуации. На удачу, по пути супругам встретился автобус, набитый битком.

— Нас довезли до Старобешево. Ночевали в спортзале. Всю ночь слышали взрывы и как танки ездили. Затем нас посадили на поезд и отвезли на границу. Это было 24 марта. Там мы снова сели в автобус и поехали в Таганрог. А оттуда — на поезд до Самары, — рассказала Алла Алексеевна.

Поначалу супругам сказали, что до Самарской области 15 часов езды. А пришлось ехать 30. На протяжении всего этого путешествия супругов сопровождал их верный кот Арсик.

Супруги забрали Арсика с собой

— Он тоже так исхудал. Но нам никто не запрещал с ним ехать. В Старобешево какой-то парень подошел, спросил паспорт на кота. А мы даже документы на квартиру не взяли. Какой уж тут паспорт на кота? Сначала-то я Арсика завернутым в полотенце несла. В Таганроге для него корзину дали. И еду ему приносили. Везде и все гладили, — рассказывает Алла Алексеевна.

В автобусе пожилой паре еле нашлось место

26 марта пара добралась до Самарской области. Сначала их привезли в Тольятти, затем отправили в Красноярский район и разместили в детском лагере. У семейства отдельный двухместный номер. Им предоставили питание, лекарства, медпомощь.

Возвращаться на Украину супруги не собираются.

— Нацисты ставили боевую технику в живых кварталах. Все говорят, что это «Азов» (деятельность запрещена в России) бомбил дома. Какой красивый был город. Мэр строил дома, дороги. Красота такая была. Всё разбили, — рассказывает Алла Алексеевна со слезами на глазах.

Дочь пары в начале спецоперации вместе с детьми уехала сначала в Польшу, а оттуда — к родственникам в Австрию. Долгое время мать и отец не могли установить контакт с ней из-за перебоев со связью, но сейчас им удалось наладить сообщение.

— Мне дочь давно говорила, чтобы я взяла в загсе справку, что я родом из России. Она у нас умная девочка, обещала, что всё будет хорошо. У нас еще двое сыновей. Один — в Днепропетровске. А второй — в Киеве. Но с ним связи нет. Не знаем, что с ним… — говорит Алла Алексеевна, не в силах сдерживать слезы.

Сейчас супруги ждут приезда своей родственницы, которая живет на границе России и Белоруссии. Они планируют обосноваться у нее.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в нашей группе во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления