RU63
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Самаре

Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

с-в.

767мм 98%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,98
EUR 100,24
Страна и мир подробности

Больше никакой Антальи? В Турции обсуждают возможность закрыть небо для санкционных российских самолетов

Эксперты рассказали, смогут ли российские туристы попасть в Турцию в этом году

Главная сложность — понять, какие именно самолеты подходят под описание санкционных

На днях в авиационных телеграм-каналах стала появляться информация о том, что турецкая хендлинговая компания Havaş, которая обслуживает самолеты в аэропортах, отправила письмо российским авиакомпаниям. В документе партнеры просят не летать к ним на 170 санкционных самолетах, которые содержат более 25 % деталей производства США. Означает ли это, что дорога в Турцию для российских туристов будет закрыта? Разобрались, к каким последствиям это может привести.

Кто может не полететь

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), ограничения могут иметь наибольшее влияние на рейсы группы «Аэрофлот», поскольку в санкционном списке находятся преимущественно ее самолеты. Кроме того, пока свое заявление предъявила только одна хендлинговая компания, а российские перевозчики в Турции имеют возможность пользоваться услугами других поставщиков, которые не предъявляли таких требований. У авиакомпаний «Россия», Red Wings и «Азимут» в арсенале самолеты SSJ-100, которые практически не рискуют попасть под заявленные санкции. Кроме того, у российских перевозчиков есть и такие борты, которые подходят под условия турецкого партнера. Правда, сами условия выглядят достаточно размыто.

— Определить вот эти 25 % американских деталей, как просят турки, я даже не совсем понимаю, как это возможно, — пояснил авиаэксперт Роман Гусаров. — Любой самолет — и Boeing, и Airbus, и Gulfstream — это такой конструктор, где множество деталей, произведенных в разных странах. Даже в том же Boeing может быть большинство деталей, которые вовсе не произведены в США. И как определять эти 25 % — по весу, по количеству, по стоимости? Непонятно.

С ним согласен и редактор портала Profi.travel Антон Тримайлов:

— Ограничения накладываются на воздушные суда, где более 25 % компонентов изготовлены по запатентованным технологиям США или на их территории. Но как считать эту долю, пока еще не разобрались: имеется в виду 25 % стоимости компонентов или доля деталей в штуках? Havaş в своем письме говорит о «25 % технологий американского происходждения» и просит перевозчиков предоставить списки таких судов самостоятельно. С другой стороны, есть санкционный список Минторга США, куда, к примеру, включены воздушные суда из флота AZUR Air, «Аэрофлота», S7, Nordwind и других, но эти самолеты спокойно летают в другие страны, например, на Мальдивы, Сейшелы, в Таиланд, Индию и Египет, и никаких проблем не испытывают. Можно предположить, что ограничения распространятся в основном на самолеты Boeing. Это может стать проблемой, поскольку AZUR Air и «Победа», к примеру, работают только на самолетах этого производителя.

Антон Тримайлов добавил, что на Турцию уже некоторое время оказывается давление — еще летом 2022 года американские власти требовали от страны присоединиться к санкциям против российского авиасектора. В результате, к примеру, Управление гражданской авиации ТР закрыло воздушное пространство для самолетов с двойной регистрацией. В январе 2023 года власти США и Великобритании выпустили предупреждение для своих граждан о нежелательности поездок в Турцию из-за террористической угрозы. Решение напрямую повлияет на туристический сектор — главный источник валюты для бюджета, — и в Анкаре его сразу объявили политически мотивированным.

Какие могут быть проблемы

Санкции от Минторга США действуют с весны 2022 года, но авиационное сотрудничество между Россией и Турцией с тех пор осталось вполне масштабным, несмотря на осложнения. Как сообщает Ассоциация туроператоров России, летом в отдельные периоды между российскими и турецкими городами выполнялось до 750 рейсов в неделю.

— Видимо, вопрос стоит не в правовом поле, потому что если действовать по закону, то полеты наших самолетов запретили бы уже давно. Но по закону, видимо, не получается, и теперь США перешли к угрозам, — говорит авиаэксперт Роман Гусаров.

Некоторые эксперты связывают заявление с тем, что приближается дата рассмотрения возможности увеличения квот на полеты между Россией и Турцией.

— Сейчас, согласно межправительственному соглашению, в неделю на паритетной основе между Россией и Турцией может выполняться до 118 рейсов. В высокий туристический сезон, в связи с взаимным экономическим интересом, правительства отдельно договариваются об увеличении частоты полетов для чартерных рейсов, — уточнили в Ассоциации туроператоров России.

По словам Антона Тримайлова, если решения этой ситуации не будет найдено и российские авиакомпании не смогут летать в Турцию в том же объеме, что и в прошлом году, то основной объем ляжет на турецких перевозчиков.

— Теоретически турецким компаниям эта история интересна, Turkish Airlines в прошлом году улучшили свои финансовые показатели именно за счет прямых и транзитных рейсов из России. Другое дело, что Росавиация настроена на поддержание паритета в авиаперевозке и защиту интересов российских авиакомпаний. Просто так отдавать всё турецким перевозчикам никто не собирается — есть «Аэрофлот», «Россия», S7, для которых это прямые финансовые потери.

В сторону паритета турецких перевозок ситуация склонилась и в 2022 году — по информации источников Ассоциации туроператоров России, в начале сезона турецкие авиакомпании получили больше рейсов, когда российские коллеги не могли справиться с растущим спросом. Это помогло туристам слетать на отдых, но вызвало недовольство у российских авиационных властей, которые настаивали на равенстве. В итоге к осени пропорция изменилась, приблизившись к паритету, — отечественные авиакомпании зарегистрировали больше самолетов в России.

В целом же для решения ситуации в первую очередь нужно разобраться, какие суда входят в запрещенный список. По словам Антона Тримайлова, крупные перевозчики пока не имеют готового решения и продолжают полеты в Турцию. Более того, «Победа» уже анонсировала прямые рейсы из Москвы в Бодрум и Даламан.

— Можно найти компанию, которая возьмет наземное обслуживание на себя, — этим могут заняться основные российские перевозчики, которые являются стратегическими партнерами турецких туроператоров. Насколько это будет выгодно по ценам, не очень понятно. Havaş — крупнейшая структура в обслуживании аэропортов и могла предложить более интересные цены. Активные полеты в Турцию обычно начинаются в конце апреля, поэтому есть плюс-минус 2,5 месяца, чтобы всё уладить.

Последствия

У экспертов есть мнение, что огромное влияние на эту ситуацию могут оказать и предстоящие майские выборы президента в Турции. Антон Тримайлов отметил, что по итогам прошлого года Россия была вторым по величине туристическим рынком для Турции (5,2 миллиона туристов), ненамного отстав от Германии (5,6 миллиона туристов). А буквально на днях Институт статистики Турции (TUIK) сообщил, что на туризме страна в 2022 году заработала рекордные 46 миллиардов долларов. Это более чем на 53 % больше, чем в 2021 году. На 2023 год у Турции более глобальные планы — страна рассчитывает, что только россиян приедет уже 6 миллионов человек.


— Это ограничение на перевозку может создать давление на туристическую экономику, а это основной источник валютной выручки. Накануне выборов эти проблемы никому не нужны, — уверен эксперт.

По данным источников АТОР, знакомых с настроениями турецких и российских авиавластей, если Турция действительно перестанет обслуживать часть российских рейсов (например, заправлять их топливом), то авиавласти РФ тоже не станут рассматривать увеличения квоты для турецких авиакомпаний. Конечно, из-за этого авиасообщение между странами не остановится, но рейсов станет значительно меньше. От такого не выиграют ни турецкие, ни российские перевозчики. Пострадают и туристы, потому что из-за уменьшения количества рейсов ожидаемо подорожают билеты, в том числе в составе турпакетов, усилится и дефицит туров. Окончательно потеряется средний и бюджетный сегмент, а часть обеспеченных туристов выберет для отдыха другие страны.

— Это больше переговорный процесс. Надо дождаться марта — в феврале всё это будет обсуждаться, будут поиски новых контрагентов, которые выведут на себя обслуживание без риска вторичных санкций, либо какое-то пересогласование маршрутов. Ситуация невыгодна всем, и все будут дружно из нее выходить, — подытожил Антон Тримайлов.

Что еще почитать по теме

Турция, Казахстан и Киргизия сделали неожиданный новогодний «подарок» для россиян — ввели ограничения на пребывание, либо вовсе перестав выдавать ВНЖ, либо сделав условия пребывания гораздо труднее выполнимыми. Эту ситуацию уехавшие из родной страны россияне обсуждают в многочисленных чатах в Telegram и группах в соцсетях. Не все планируют возвращаться в Россию, поэтому рассматривают варианты, куда двигаться дальше и где проще получить ВНЖ. В числе самых популярных стран оказались Грузия, Таиланд и даже Аргентина. Но есть и другие варианты — послушали мнения соотечественников и рассказали об условиях переезда.

О том, как ужесточили выдачу ВНЖ в странах, прежде лояльных к мигрантам из России, рассказал и журналист из Нижнего Новгорода Егор Герасимов. В своих колонках он рассказывает о жизни русского сообщества, трудностях переезда и ценах на жилье.

Что же касается самых популярных стран для тех, кто предпочитает зимовать у моря, то свет не сошелся клином на Турции — есть еще и Таиланд, ОАЭ, Индия, Шри-Ланка и Индонезия. Визитной карточкой Индонезии давно стал остров Бали. Чем он так манит туристов и что из себя представляет на самом деле, рассказала екатеринбурженка, блогер Мила Сокол, которая отправилась туда пережидать холода.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления