40 дней мобилизованный самарец провел в плену на Украине. Как устроен быт пленных? Где их держали? Чем кормили? Об этом редакции 63.RU на условиях анонимности боец рассказал в небольшом интервью.
— При каких обстоятельствах вы попали в плен?
— Я мобилизованный. Нас из Самары отправили в Оренбург, после — в Донецк, где мы и стали, можно сказать, добровольцами ДНР. Нас привезли в автобусе, приехал командующий и сказал: «Я из Донецка, я вас забираю». Привез к себе и сказал: «Вы теперь ополченцы».
До того как попал в плен, находился в зоне СВО около трех месяцев.
В день, когда попали в плен, мы были на позиции для усиления на не закрепленной тогда за Россией территорией, а только отбитой у украинцев — на Южно- Донецком направлении. Должны были начать штурм. А, как оказалось, штурм начали против нас. Я в тот момент находился в окопе, вместе со мной — еще пять человек. Нас окружили тремя группами. В итоге из шести человек живы остались четверо.
Окоп, небольшое укрепление с блиндажом, закидали минами и гранатами, нас оглушило, оружие пришло в негодность, отстреливаться было нечем, гранат не было. Некоторые потеряли сознание. Я тоже на несколько секунд отключился, а потом попытался вылезти от окопа — и получил прикладом по голове.
«Первые пять дней еды не давали совсем»
— Куда вас повезли? И какие мысли у вас были, когда попали в плен?
— Получается, что в плен попали мы все четверо, кто остался жив. Нам завязали глаза, связали руки и ноги и затолкали в пикап. Привезли в какой-то подвал. Потом мы узнали, что нас доставили в Киев. Мы предполагаем, что нас держали в подвале военной части разведки Службы безопасности Украины.
Насчет мыслей, честно сказать, не помню. Никаких, наверное. Я был контужен, меня тошнило в дороге. И было не до мыслей.
— Много человек находилось с вами в плену? Откуда были военные?
— Там находилось уже много человек. Все пленные с российской стороны. Порой пленных — человек 10–15 — меняли, и на их места привозили новых. Практически со всей России — Иркутской области, Дальнего Востока, Пермского края, Самарской области.
— В каких условиях вас содержали?
— В подвале было темно и грязно. Песок, пыль, строительный мусор. Там стояли кровати, а спали мы на подстилках, сделанных из материала, похожего на пенопласт, точнее сказать не могу. Нам давали пить, первые пять дней еды не давали совсем. Потом начали кормить два раза в сутки — в три часа дня и в девять часов вечера. Давали пару ложек, например, какого-нибудь пустого бульона и вареной смеси круп. Даже не всегда можно было определить, что конкретно дали. И, если повезет, один кусочек хлеба, бывало и с плесенью. В плену я похудел на 25 кг.
— Как были решены бытовые вопросы? Куда ходили в туалет? Была ли возможность мыться?
— В душ мы попадали примерно раз в две недели, точнее сказать не могу. Он был там же, в подвале, только в соседнем помещении. Воды горячей не было, мылись в холодной. А в туалет ходили прямо в подвале, где содержались. Для малой нужды у нас были бутылки-пятилитровки, для больших — ведра.
«О том, сколько я пробыл в плену, узнал в день обмена»
— Вы в плену как-то отсчитывали дни? Каким образом ориентировались во времени суток?
— Дни не отсчитывал никак. О том, сколько я пробыл в плену, узнал в день обмена, когда нам сказали число. Подвал был темный, на улицу нас не выпускали. Смену времени суток мы отслеживали через маленькие окошки под потолком.
— Было ли страшно?
— Было больше непонятно, что будет завтра. И так каждый день. И эта неизвестность изнуряла.
— А на каком языке с вами говорили украинские военные?
— На русском, там все говорят на русском.
— Какие травмы вы получили?
— Когда на нас напали, меня ранило в ногу и контузило. Также был поврежден позвоночник и сломано ребро. Травмы дают о себе знать до сих пор.
— Сколько дней вы пробыли в плену? И как вас обменяли?
— Пробыл в плену 40 дней. О том, что меня обменяют, узнал буквально накануне. Вечером украинские бойцы пришли в подвал, зачитали списки на обмен. В них был и я. Рано утром нас посадили в автобус и увезли. Катали долго. В итоге привезли на границу с Белгородской областью.
— Что стало с теми бойцами, с которыми вас вместе взяли в плен?
— Одного обменяли вместе со мной, остальные еще находятся в плену. В подвале, где мы находились, были и те, кто находился там уже около года. Почему-то их не обменивали. А есть те, кто находился в плену буквально пять дней, — их сразу обменивали, это, как правило, бойцы ЛНР и ДНР.
— Вы уже некоторое время в отпуске. Психологически успели отойти от плена?
— Не совсем. Ночами часто мучают сны, что я снова в плену. А поначалу после обмена мог спать максимум 15 минут, а потом просыпался и подолгу уснуть не мог. Еще стало не по себе находиться одному на улице. Если иду с кем-то, то чувствую себя нормально. А если один, то начинает «накрывать» необъяснимая тревога.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.