Наверное, практически каждый житель нашей необъятной родины хоть раз в жизни задумывался о переезде. И дело не в том, что в России плохо, а такая уж у многих людей жизненная позиция — искать там, где лучше. Но не все измеряется материальными благами — к такому выводу я пришла после поездки в Израиль.
Израиль — страна на Ближнем Востоке у восточного побережья Средиземного моря, которую иудеи, христиане и мусульмане считают библейской Святой землей. В Старом городе Иерусалима расположены главные святыни страны: Храмовая гора, на которой возведены святилище Купол скалы, древняя Стена Плача и мечеть Аль-Акса, и храм Гроба Господня. Государство Израиль было основано в 1948 году, в первую очередь в качестве «национального очага» для всего еврейского народа, и определяется в декларации независимости как «еврейское государство».
Мне повезло родиться в семье, где еврейских корней нет только у кошки. Благодаря этой отличительной черте мне удалось поехать совершенно бесплатно в Израиль по программе, которая позволяет еврейской молодежи познакомиться с исторической родиной, объехав все знаковые места Израиля.
А «закон о возвращении» государства Израиль даёт право всем евреям, а также людям, имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны. Переезд в Израиль при этом называется репатриацией.
Я не стремилась смотреть на все через розовые очки, хотя +17 °С в феврале, пальмы, Мертвое море и горячие источники помогали закрыть глаза на цены и непростую военную обстановку с соседними странами.
Одну из ночей я провела недалеко от сектора Газа, где всю ночь слышались выстрелы. Нас успокоили тем, что это, скорее всего, учения. Было непривычно, но спокойно. Понимала, что бы ни произошло, система обороны страны не допустит обстрела.
Сектор Газа — территория на берегу Средиземного моря, которая является одной из двух частей частично признанного арабского государства Палестина. На востоке и севере сектор граничит с Израилем, от которого он отделён разделительным забором с контрольно-пропускными пунктами. Конфликт в секторе Газа — это часть более широкого и крупномасштабного арабо-израильского конфликта. Один из наиболее крупных поводов для разногласий — создание государства Израиль на территории Палестины, которую часть евреев считают своей исторической родиной.
Эти обстоятельства лишний раз заставили сравнить Россию с Израилем в разрезе безопасности. В России, на мой взгляд, превентивные меры в этом плане практически не применяются. А уровень преступности не позволяет отпустить ребенка в школу или погулять одного. В Израиле малыши дошкольного возраста спокойно гуляют самостоятельно. В крайнем случае они знают, где бомбоубежище.
За 11 дней я увидела город каббалистов Цфат, религиозный Иерусалим, романтичную Хайфу, неспящий Тель-Авив, деревни бедуинов и многое другое. Но совсем не это меня удивило в этой молодой стране.
Бесплатная чистая питьевая вода — везде, ухоженные туалеты, а отсутствие ям на дорогах я сочла за наивысшее достижение страны. Ведь, судя по нашим дорогам, сделать качественное покрытие практически невозможно.
Система воспитания детей — отдельная тема. Да, они ведут себя очень шумно, но не потому что, как у нас, хотят спровоцировать окружающих на то, чтобы их заметили. А просто потому что им хорошо, они свободны в самовыражении, могут танцевать на улицах и выходить за рамки вбитых им в детстве стандартов. А сам факт того, что онкобольным детям не собирают деньги на лечение СМС-сообщениями, вообще заставляет задуматься о ценностях страны, в которой я сейчас пока еще живу.
Пообщавшись с местными жителями, я поняла, что представления о дороговизне жизни у нас весьма разные. Помню, что многие знакомые мне твердили, что в Израиле все дорого, поедешь с рублями — пропадешь. А я в шутку отвечала, что куда бы ты ни пошел с рублями — везде пропадешь. Это уже не шутка.
Местная валюта — шекель, 1 шекель равен 18 российским рублям. Если у нас, например, жевательная резинка стоит 30 рублей, то на Святой земле — 90 рублей. Но стоит заметить, что у нас в Самаре средняя зарплата (если закрыть глаза на отчеты Самарастата) — 25 000 рублей, а в Израиле минимальная на самой простой по требованиям работе — 130 000 рублей. И для израильтянина ездить отдыхать один раз в год уже низкий уровень жизни. К слову, я поехала отдыхать первый раз за 32 года. А если поднапрячься, освоить прибыльную профессию и избавиться от российской зашоренности, то можно неплохо устроиться около одного из трех морей (Израиль — государство трех морей — Средиземного, Мертвого и Красного).
Удивительно, но ни в одном городе нет назойливой рекламы, безвкусных баннеров, бестолковых слоганов на плакатах. Нет и безумной и дорогой иллюминации, как в Самаре, да и в большинстве крупных городов России. На улицах достаточно освещения в темное время суток, а деньги, как мне думается, идут на более объективные нужды населения. По дороге из Курумоча в Самару обратила внимание на светящиеся «украшения» вдоль трассы, мысленно перечислив, что бюджет можно было потратить на строительство еще одной школы, детсада или соцпомощь.
Наверное, я слишком придираюсь, и на чужбине тоже найдется много нелицеприятного. Обстрелянные стены зданий Цфата напоминают о том, что ситуация может повториться. В красочном Тель-Авиве много беженцев, которые пристают на улице крайне настойчиво, а на окраинах много мусорных свалок. А в Иерусалиме много представителей религиозных ответвлений, которые ведут себя вызывающе, и, по словам местных, их порой боятся больше, чем враждебно настроенных представителей соседних стран.
Но, конечно, не существует правильных и неправильных решений о том, чтобы сменить фактическую родину на историческую. Наш потрясающий гид сказала, что в Израиль приезжают жить по велению сердца и за счастьем. А если для человека важны только материальные ценности, думаю, что им не сюда. Хотя, безусловно, Израиль — страна возможностей.
После таких путешествий остается долгое послевкусие. А размышления о том, где же все-таки твоя ментальная родина, не дают покоя. Я все больше склоняюсь к мысли о том, что всем, кто обладает еврейской интуицией, стоит собрать чемоданы и уехать из России.