Авто Обойдемся без ГАИ

Обойдемся без ГАИ

На следующей неделе, 1 марта, вступает в силу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»...

" src=

На следующей неделе, 1 марта, вступает в силу федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Он был принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года и одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года.

Разбираемся в законе

Суть поправок, которые вступят в силу в течение 2008 года, в том, чтобы как можно больше облегчить жизнь автовладельцам. Например, с 1 декабря гаишники освобождаются от обязанности оформления мелких аварий. Правда, эта поправка действует только в том случае, когда в столкновении участвуют не более двух автомобилей, застрахованных по ОСАГО, нет пострадавших, ущерб не превышает 25 тысяч рублей, а участники аварии пришли к взаимному согласию.

Какие новшества, помимо упрощения процедуры оформления ДТП, предусматривают законодательные новшества?

С 1 марта увеличился лимит в части возмещения ущерба по причинению вреда жизни и здоровью человека. Раньше сумма составляла 240 тысяч рублей на всех пострадавших участников аварии. С 1 марта 160 тысяч рублей – это лимит выплаты на каждого потерпевшего, независимо от количества потерпевших в результате ДТП.

Кроме того, введены фиксированные выплаты по ущербу, нанесенному жизни – 135 тысяч рублей лицам, имеющим право, в соответствии с гражданским законодательством, на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца); и до 25 тысяч – компенсация расходов на погребение.

С 1 марта 2008 года:

  • уменьшился минимальный период использования ТС в течение срока действия договора обязательного страхования с шести месяцев до трех месяцев в году;

  • изменилась форма полиса, она была утверждена постановлением правительства от 29 февраля 2008 года (до 31 декабря страховщиками разрешено применение и старых бланков полисов ОСАГО);

  • введена возможность для страхователей указать до трех периодов использования ТС в течение срока действия договора обязательного страхования; срок действия договора остался прежним – один год

  • отменены стикеры (наклейки на лобовое стекло);

  • введены штрафы за просрочку страховщиком положенного срока производства выплат;

  • с 15 до 30 дней увеличен срок, в течение которого страховая компания должна совершить выплату;

  • отменен 30-дневный льготный период продления полиса по ОСАГО, в течение которого компания продолжала нести ответственность по договору. Необходимо обращать особое внимание страхователей на это изменение, чтобы страхователи не забывали вовремя перезаключать договоры, поскольку теперь с момента окончания срока действия полиса компания перестает нести ответственность по договору;

  • не подлежат обязательному страхованию принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям;

  • подлежит урегулированию ДТП, произошедшее на «внутренней территории».

С 1 июля 2008 года вступает в силу положение закона о прямом урегулировании. То есть потерпевший получит возможность получать страховую выплату не в компании виновника аварии, а в той, где он сам застрахован.

Прямое урегулирование будет возможно только при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • вред причинен только имуществу;

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

С 1 декабря 2008 года вступит в силу упрощенная процедура оформления ДТП – так называемый «европейский протокол».

Оформление документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД станет возможным, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;

  • вред причинен только имуществу;

  • у водителей отсутствуют разногласия относительно виновности одного из участников ДТП, обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений, и все это отражено в извещениях о ДТП.

В этом случае сумма ущерба составляет не более 25 тысяч рублей.

Президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин, внимательно изучив поправки, заявил: «Главный минус нового закона в том, что в нем оговорен верхний предел допустимых выплат – ведь при ремонте в автомобиле могут вылезти скрытые повреждения, которые не уложатся в 25 тысяч рублей. Кроме того, итогом внесения новых поправок, скорее всего, станет повышение тарифов – так как страховщики опасаются увеличения числа мошенничеств с ОСАГО».

Интересно, что в некоторых западных странах при обязательном страховании можно выбрать тариф, согласно которому страховая ответственность компании наступает лишь при крупной сумме ущерба. Такой тариф с «франшизой» гораздо дешевле обычного ОСАГО, но по нему царапины и небольшие повреждения приходится чинить за собственный счет. Или за счет полиса добровольного страхования, которое имеют в Европе практически все. У нас же в России, как указывают эксперты, добровольную страховку покупают лишь владельцы новых и дорогих автомобилей. Так что нам «франшиза» вряд ли пригодится. Тем более, что в настоящее время разработано и принято положение об упрощенном порядке получения страхового возмещения при небольших повреждениях. Правда, в отличие от весенних поправок, упрощенный порядок на компенсацию мелких поломок вступает в силу в декабре 2008 года.

Внимание, доверенность!

Очень распространена ситуация, когда реальный владелец пользуется машиной по доверенности, но его имя не вписано в полис ОСАГО. В новой редакции ФЗ заметные изменения претерпели положения статей 15 и 16 Закона об ОСАГО, определяющие общий порядок страхования и страхования при ограниченном использовании транспортных средств. Однако применительно к заданным вопросам ситуация не изменилась. Договор может заключаться как без установления условий ограниченного использования транспортного средства, так и с учетом ограничений, касающихся сезонности использования и круга водителей, допущенных страхователем к использованию. При этом, независимо от того, заключается ли договор в отношении только указанных в нем водителей или в отношении неограниченного числа лиц, застрахованной считается ответственность любого водителя, пусть и не указанного в полисе, но использующего автомобиль на законном основании, например по доверенности. Такое толкование положений закона дал Конституционный суд РФ в своем Определении от 12 июля 2006 года N 377-О.

Таким образом, если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине законного владельца, причиненный вред будет возмещать страховая компания. Страховщик не вправе отказать в выплате потерпевшему. Но когда договор обязательного страхования заключался с условием использования транспортного средства только указанными в договоре водителями, страховая компания, согласно ст. 14 Закона об ОСАГО, вправе после возмещения предъявить причинившему вред водителю, не внесенному в полис, обратное требование. Виновнику придется вернуть страховой компании и саму выплату, и расходы, понесенные при рассмотрении страхового случая.

Помимо этого, в соответствии с ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, управление транспортным средством водителем, не указанным в страховом полисе, когда договор заключался с условием ограниченного использования, является административным правонарушением, наказание за которое предусмотрено в виде штрафа в размере 300 рублей.

Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления