Город Владислав Капустин, министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области: «Наш регион остается донором и ведущим промышленным центром в России»

Владислав Капустин, министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области: «Наш регион остается донором и ведущим промышленным центром в России»

Уходящий год для промышленной отрасли губернии стал одним из самых сложных за последнее десятилетие. Это на встрече с журналистами признал министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Капустин. По словам чиновника, влияние кризиса на промышленность региона выразилось в значительном снижении промышленного производства, падении спроса на основную продукцию. Однако господин Капустин уверен, что самые тяжелые времена для промышленности области прошли.

– Владислав Валентинович, как вы в целом можете охарактеризовать минувший год для нашего региона?

– Этот год для губернии очень сложный. К сожалению, Самарская область серьезно пострадала от финансово-экономического кризиса. Однако можно сказать, что мы прошли самые тяжелые времена. Наиболее сильный удар пришелся на машиностроительную отрасль. Ситуация на АвтоВАЗе до сих пор остается тревожной. Завод работает исключительно в рыночных условиях, в условиях жесточайшей конкуренции, если нет сбыта, появляются проблемы. Наш регион единственный, где был и есть автомобильный кластер, и более 300 предприятий малого и среднего бизнеса связаны с АвтоВАЗом. Во всех остальных отраслях ситуация более спокойная.

Наш регион удерживает лидирующие позиции в нефтеперерабатывающем бизнесе, по темпам прироста добычи мы постоянно занимаем первые и вторые места. Неплохо дела обстоят в оборонке: и ТяжМаш, и «Прогресс», и Авиаагрегат показали устойчиво неплохие результаты. Успешно выполнен гособоронзаказ.

Это не может нас не радовать. Неоднозначная ситуация сложилась в энергетике: с одной стороны, отрадно то, что мы начали осуществлять крупные инвестиционные проекты, такие как Сызранская и Новокуйбышевская ТЭЦ, продолжается строительство ПС 500. Потребление электроэнергии уменьшилось, поэтому есть определенные сложности в этих компаниях. В целом наш регион остается донором и ведущим промышленным регионом России.

– Перейдут ли в следующем году предприятия, производящие электроэнергию, на новую систему регулирования?

– Сейчас мы находимся в периоде изменения системы регулирования. Предполагается, что в 2011 году электрокомпании перейдут на метод правового регулирования. Для нашего ведомства это представляет определенные трудности, так как придется утвердить долгосрочные перспективные программы на ближайшие 3-5 лет. В принципе, министерство готово к рассмотрению этих программ, и, думаю, Самарская область одна из первых перейдет на эту новую, перспективную методику, которая позволит нам совершенно четко и ясно понимать, что нас ждет впереди, и планировать на дальнейшую перспективу развитие всего электрохозяйства региона.

– Какой была тарифная политика в этом году?

– Все сетевые компании предлагают максимальный рост тарифов, задача правительства – сделать этот рост оптимальным. В первую очередь мы должны учесть три факта. Первый – думать о повышении надежности обеспечения населения и теплом и электроэнергией и газом. С другой стороны – должны развивать сетевое хозяйство. Третья важнейшая вещь – сдерживание тарифов для населения. Губернатор постоянно ставит перед нами задачу сдержать рост тарифов. К сожалению, их рост неизбежен, так как увеличивается цена на газ, а так как на нем завязано все: выработка горячей воды электроэнергии и горячей воды, – то понятно, что мы не в состоянии уменьшить рост тарифов.

Повторюсь, наша задача сделать их оптимальными.

– Как протекает сотрудничество с ВоТГК?

– У нас очень хорошие отношения с ОАО «Волжская ТГК». В отношениях с нашим регионом ВоТГК выполняет все свои инвестиционные программы, все изменения и уточнения происходят только с ведома правительства. Также мы очень плотно работаем и с Министерством энергетики России, на территории губернии реализуются два крупнейших инвестиционных проекта. В Сызрани он движется очень успешно, у нас нет никаких сомнений, что он не будет вовремя реализован. В Новокуйбышевске ситуация немного сложнее, это связано в первую очередь со строительной организацией.

– На этой неделе заключено дополнительное соглашение с Роснефтью, согласно которому должна увеличиться добыча нефти. Как это скажется на губернии? Когда начнут производить топливо более высокого качества?

– Для нас Роснефть – это один из основных партнеров. Огромные средства вкладываются в реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов. В следующие три года в их реконструкцию будет вложено почти 70 млрд рублей. Также на территории области осуществляется программа по увеличению бурения.

Что касается сети АЗС в нашем регионе, их не так много. В основном это крупные комплексы, включающие в себя магазины, небольшие сервисные центры, мойки и так далее. В этом году мы открыли две новые заправки. Строительство АЗС будет продолжено. Мы заинтересованы, чтобы самарцы получали топливо высокого качества. К 2013 году заводы будут производить топливо марки как минимум Евро-4 и Евро-5. К сожалению, мало кто понимает, что такое Евро-5 и Евро-0. Хотелось бы привести такие данные: ежегодно автотранспортом, работающим по Евро-0, в воздух выбрасывается около 20 млн тонн вредных веществ.

Переход на Евро-5 уменьшит эту цифру в пять раз – для таких городов, как Самара и Тольятти, это крупная проблема. Во всех странах Европы давно поняли опасность, которая существует с топливом Евро-0.

– С какой целью в Курумоче будет построен новый топливно-заправочный комплекс?

– Принято решение в следующем году начать строительство топливно-заправочного комплекса Роснефти в аэропорту Курумоч. Участок земли уже выделен. Строительство нового ТЗК позволит нам уйти от монопольного поставщика топлива в виде «ЛУКОЙЛа». Это в определенной мере будет сдерживать рост цен на билеты. Таким образом, мы выполним решение правительства о том, что монопольные заправки в аэропортах недопустимы, создадим этим определенную конкуренцию.

– Как обстоят дела в авиационной отрасли Самарской области?

– На сегодняшний день здесь наступила определенная стабилизация. Во-первых, людям стали платить зарплату, во-вторых, Моторостроитель обеспечили заказами. Для нас отрадно, что началась модернизация предприятия, несмотря на сложную финансовую ситуацию. Серьезные средства вкладываются в техническое перевооружение, которое не осуществлялось на предприятии последние 15 лет. Но я бы не сказал, что все проблемы решены. Я считаю, что сделан только первый шаг на пути стабилизации работы и коллектива и руководства.

– Найдут ли свое применение двигатели НК-93?

– Это очень больной вопрос. С одной стороны, мы имеем двигатель, который, безусловно, опередил свое время. С другой стороны, у нас на сегодняшний день нет самолетов, которым он нужен. Вся беда заключается в этом. С моей точки зрения, НК-93 – это лучшее, что мы смогли сделать в двигателестроении. К сожалению, у нас в планах нет строительства широкофюзеляжных самолетов, в которых применяется этот двигатель.

В свое время правительство вместо этого двигателя для Ил-96 выбрало другой. Если все-таки в России примут решение о строительстве новых самолетов, то НК-93 будет, скорее всего, выбран за основу, если не начнется, то придется заморозить разработку этого двигателя.

– Когда Тольятти получит статус особой экономической зоны?

– Рискуя вызвать неудовольствие правительства, в том числе и РФ, выскажу свое мнение. Я считаю, что проект особой экономической зоны в Тольятти является краеугольным камнем диверсификации экономики этого города. К глубокому сожалению, задержка принятия этого решения правительством России на сегодняшний момент создает нам самые большие проблемы. Во-первых, мы рано стартовали, мы объявили все инвесторам, начали с ними работать. Но статус особой экономической зоны может принять только правительство. Здесь, правда, есть и объективные причины этой задержки, и это также надо признавать. Было ликвидировано соответствующее агентство, произошел переходный период, был создан департамент в Минэкономразвития. В последнее время работа активизировалась.

– Возможно ли потерять крупных инвесторов из-за задержки принятия решения?

– При затягивании данной ситуации такой шанс есть, потому что если западные предприниматели хотят инвестировать в Россию, существует не только Самарская область. К тому же на территории РФ есть и действующие экономические зоны. Бизнес не сидит на месте, он активно работает, ищет другие варианты. Хочу сказать, что компания Pirelli планирует закупать в Тольятти синтетические каучуки, и соответствующие экономические предложения уже есть.

– Владислав Валентинович, каковы планы по поддержке компонентного производства в Самарской области?

– На этой неделе в Москве прошли парламентские слушания по законодательному обеспечению автомобильной промышленности. На нем выступал президент АвтоВАЗа и ряд депутатов Самарской губернской думы. Думаю, в следующем году, не дожидаясь решения федерального центра в связи с тем, что у нас большое количество поставщиков, необходимо будет самим разрабатывать стратегию развития автокомпонентного развития региона. Считаю, что компонентное производство находится в более сложной ситуации, чем АвтоВАЗ. Если мы не хотим потерять этот кластер, необходимо срочно разрабатывать новую стратегию и в ее рамках оказывать целенаправленную помощь.

Фото: Фото с сайта Tolkochto.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления