Пришла к стоматологу, а там чуть ли ни паника. Врачи обсуждают режим «жесткой экономии», медсестра рыщет по сайтам в поисках акций сетевых магазинов, чтобы купить продукты подешевле. В общем-то последствия экономического кризиса в полной красе. Но есть ли сейчас смысл экономить, копить деньги? Не «сгорят» ли они так же внезапно, как в 1998 году?
К слову, воспоминания о тяжелом кризисе тех лет всплывают как у обычных россиян, так и у политиков, экономистов и прочих экспертов теперь все чаще. Вот и министр финансов России Антон Силуанов упомянул его всуе. Мол, повториться кризис может, если бюджет не адаптировать к новым ценам на нефть.
Реакция, конечно, сразу последовала. Одни загалдели, что министр «не то имел в виду», другие подвергли критике речь главы Минфина. Более того, один из членов Общественной палаты России сейчас собирает подписи под петицией об отставке чиновника. Ну, не знаю, разве стоит увольнять человека, который более или менее трезво оценивает ситуацию. Хотя, конечно, у его слов могут быть негативные последствия. Тот же автор петиции прогнозирует потерю инвестиционной привлекательности России и, как следствие, дефолт.
С тех пор, как Силуанов обмолвился о повторении одного из самых тяжелых кризов в России, ситуация с рублем-долларом-евро-нефтью стала еще хуже. При таком стремительном падении цен (по данным на 20 января – 27 долларов) для «черного золота» скоро будут искать другое определение. Доллар буквально каждый день обновляет «исторический максимум». Вот и сегодня, 20 января, он перевалил за 82 рубля. Курс евро вообще уже почти 90 рублей составляет, без нескольких копеечек.
Да уж, совсем не радужная ситуация… И улучшений ведь никто не прогнозирует. Даже хуже! Кажется, зампред правительства Аркадий Дворкович говорил, что ситуация может измениться в лучшую сторону лишь года через два. Для государства это потери триллионов рублей. Вот, например, бюджет 2016 года верстали при оценке стоимости нефти в 50 долларов. Сейчас она меньше 30 долларов. Вот и заговорил премьер-министр Дмитрий Медведев о широкомасштабной экономии. Граждане внемлют и подтягивают пояски. Есть у меня несколько знакомых, которые затариваются едой с длинным сроком годности впрок. Мол, кто знает, что завтра будет? Может, растительное масло по 150 рублей начнут продавать, а мясо – по одной тысяче рублей. Кто-то откладывает деньги на «черный день», надеясь потратить их на отпуск. Перспективы посещения зарубежных курортов при этом сейчас крайне туманны. Доступные по бюджету страны оказались закрыты. Разве что в Крым ехать. Но это все мечты… Может, «черный день» вот-вот нагрянет.
На волне экономии появилась даже такая тема, как «фудшеринг». Это, в принципе, полезная европейская заморочка, когда граждане «спасают» еду, которую не купили вовремя в кафе и ресторанах, и раздают ее желающим бесплатно. В России, как водится, пошли дальше. Смотрела по одному из федеральных каналов сюжет, автор которого рассказывал об отечественной практике «фудшеринга». Так вот, оказывается, некоторые россияне делятся с нуждающимися несъеденной пищей со своего стола. Кто салатик «Оливье» отдаст, кто лазанью, а кто картошечку запеченную. А если повезет, то и гречневая крупа с недопитой текилой достанется. Вот такой вот новый вид благотворительности. Конечно, в этом что-то есть, но я бы точно не стала брать чьи-то объедки. Лучше, правда, макароны с консервами поесть.
Но стоит ли так экономить? Как сказала моя подруга: «Деньги ведь жевать не будешь. Надо радоваться жизни!» Условно говоря, сегодня на 10 тысяч рублей можно накупить кучу продуктов и, скажем, кухонный комбайн. А уже завтра цены вырастут, и эти 10 тысяч превратятся в ничто. Мы думаем инфляция в 12-15% это много? Но судя по нынешней ситуации, она будет еще больше. И мы все прекрасно понимаем, что эти средние цифры лишь отчасти отражают реальную ситуацию.
Приведу весьма заурядный, но показательный пример. Если раньше свой любимый чай в пирамидках я покупала за 40-50 рублей за пачку, то сейчас он стоит 70 с лишним, а в некоторых магазинах ценник перевалил за 90 рублей. Про овощи вообще молчу. Более или менее приличная помидорка в отдельных супермаркетах стоит столько же, сколько кусок мяса. Бананы выходят дешевле картошки. Молочные продукты тоже приличный ценник имеют. Это уже сейчас, а что будет дальше? Видимо, так и придется надеяться на лучшее, а готовиться к худшему! Это уже патологическое состояние, кажется. А у вас какой настрой?
Об авторе: Александра Кривова родилась в Сызрани 24 июля 1988 года. Окончила Самарский государственный университет по специальности «журналистика». В СМИ работает с 2010 года.
Предыдущие записи автора: