Недвижимость Рококо – салонный стиль

Рококо – салонный стиль

Начало и середину XVIII называют галантным веком за атмосферу вечного праздника и наслаждения. Стиль Рококо – это изящная воздушная эпоха, это уход от жизни в мир фантазий. Жилое помещение становится меньше по своим размерам, но гораздо уютнее и наряднее,

" src=

Начало и середину XVIII называют галантным веком за атмосферу вечного праздника и наслаждения. Стиль Рококо – это изящная воздушная эпоха, это уход от жизни в мир фантазий. Жилое помещение становится меньше по своим размерам, но гораздо уютнее и наряднее, чем барочное. Это придавало ему атмосферу интимности, характерную для будуаров. Внутри помещения дыхание интимности только подчеркивалось и усиливалось – небольшие уютные пространства, изящная мебель, зеркала, обилие пышных драпировок, цветочные орнаменты, расписные плафоны, комоды и секретеры. Рококо – это идеальный стиль для женщины, которая чувствует себя великосветской дамой и фавориткой во всем.

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille – декоративная раковина, ракушка, рокайль) – стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV. Эта стилевая система отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо – порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Тем не менее, оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на дальнейшее ее развитие.

Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В интерьере важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Здания, сооружаемые в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.

" src=

Философию стиля определяли женщины – фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в жизни праздник, утонченное наслаждение и любовь. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо сменился неоклассицизмом.

Центром формирования новой культуры XVIII века стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегает строгой симметричности.

Для рококо типичны небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряда. Нижний ряд играл роль панели. Колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно, их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом. Крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами с вазами или статуями.

Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком при помощи падуги – плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Так же как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолки вновь стали плоскими. Отличительная черта рококо – мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, и рокайля – орнамента в виде ракушек. Рокайль становится основным мотивом декора. Орнаментация используется повсеместно – в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах.

Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию здания. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одна напротив другой, а для увеличения количества дневного света – напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и придать легкость и воздушность интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной.

Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами и на капризность, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой. Это Версальский дворец во Франции, Дрезденский Цвингер в Германии, Зимний дворец и другие постройки Растрелли в России. Рококо переносит нас в эпоху румян, белил, мушек и пудреных париков, не зря же у немцев этот стиль назывался Zopfstil.

К тому времени Париж был уже перенаселен и очень плотно застроен, поэтому архитекторам было дано не слишком много возможностей для создания архитектурно-строительных шедевров. Главной заботой и вниманием был окружен интерьер помещений, а так же предметы интерьера и аксессуары. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Но об этом чуть позже.

" src=

Мебель эпохи рококо, или точнее ее внешний вид и предназначение копируются и используются до сих пор и достаточно успешно. Мейсенский фарфор, изобретенный и создаваемый в ту эпоху, служит предметом коллекционирования. Тонко и виртуозно моделированные, полные динамики и в тоже время чрезвычайно пластичные, они точно дают представление об эпохе, их породившей, шарм грациозного и фривольного стиля рококо. Знаменитые живописные полотна Жана Антуана Ватто известны и ценимы по всему миру. Он создал в искусстве свой, неповторимый образ: это так называемые галантные празднества, переданные с утонченной грацией. Колорит Ватто – одно из сильнейших качеств его дарования – построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. Стиль рококо, несмотря на свой короткий век, оставил свой след в искусстве, и оказал достаточно сильное влияние на последующие поколения. Этот стиль любим многими дизайнерами и сейчас.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления