Город Лекарств всем льготникам не хватит

Лекарств всем льготникам не хватит

Многие льготники в регионе недовольны качеством получаемых лекарств и настаивают на индивидуальной терапии. В минздраве отвечают: порядок закупок определен федеральным законом, изменить его нельзя, и списывают трудности на привыкание к определенному препарату.

Редкий случай

Елизавета Сухова — мать-одиночка. Она воспитывает сына, страдающего эпилепсией. Мальчик имеет 100-процентую льготу на получение лекарств по жизненным показаниям. Ежедневно он принимает препараты Депакин Хроно 300 и Суксилеп. Поставки последнего в Россию прекратились два года назад. С тех пор Елизавета вынуждена на личные деньги покупать лекарство в Германии. Кроме того, недавно в аптеке вместо привычного Депакина Хроно ей выдали его дешевый аналог - Вальпарин.

По словам матери, врач, наблюдающий ребенка в Российской детской клинической больнице, запретил давать его и заявил, что «это худший препарат с непредсказуемым эффектом».

«Случаи, когда пациентам действительно не подходят лекарства с одним и тем же действующим веществом, очень редки, - утверждает руководитель департамента фармации, медицинской техники и материально-технического обеспечения регионального минздрава Владислав Романов. - Почти все они в министерстве известны. Причиной являются индивидуальные особенности организма. В такой ситуации лечащий врач должен заполнить карту о неблагоприятной побочной реакции, которая направляется поликлиникой в министерство здравоохранения для оказания пациенту индивидуальной помощи».

Куда чаще, по словам Романова, сотрудники министерства сталкиваются с необоснованными жалобами. Как считают специалисты, для большинства пациентов ничего страшного в такой замене нет, а проблема — в привычке получать определенный препарат и неприятии его аналогов, состав и действие которых по факту абсолютно такие же. «Дело в том, что закупки согласно 94-ФЗ осуществляются с указанием действующего вещества, - поясняет Романов. - А вот право выбора торговых названий лекарственных препаратов остается за поставщиком, выигравшим конкурс. В процессе аукциона, конечно, решающее значение имеет цена — в наших интересах обеспечить лекарствами как можно больше льготников. Поэтому часто нам поставляют так называемые дженерики — лекарства, идентичные оригинальным препаратам, но имеющие значительно более низкую стоимость. Это не значит, что они хуже. Просто производитель не затрачивает огромные средства на исследования, разработку и рекламу продукта, следовательно, они не закладываются в цену».

Довольно часто в различные инстанции жалуются люди, которые реально получают значительную бесплатную помощь. «Они привыкли получать все препараты в полном объеме, иногда в ущерб другим больным, - говорит Владислав Романов. - А когда им говорят, что придется немного подождать, потому что средств не хватает, а нужно обслужить других людей, они начинают негодовать».

Меж двух огней

Самарская область всегда была лидером в ПФО по количеству пациентов, которые предпочитают лекарственное обеспечение «монетизированным» льготам. В губернии проживает около 77,5 тыс. федеральных льготников, и почти 394 тыс. человек получают препараты за счет регионального бюджета. При этом ежемесячная федеральная норма на человека составляет сейчас 638 рублей, региональная — 170 рублей, это в разы меньше реальной потребности.

По подсчетам сотрудников министерства здравоохранения Самарской области, чтобы полностью обеспечить препаратами только три категории льготополучателей - страдающих сахарным диабетом, эпилепсией и астмой,- понадобится более 29,7 млрд рублей в год. Такой нагрузки, конечно, не выдержит ни один бюджет.

Но, по мнению специалистов, выход пациентов из системы льготного лекарственного обеспечения - еще большая проблема. Уходя, они «уводят» за собой и предназначенную им сумму. Так поступают в основном люди с менее тяжелым течением заболевания. А остаются те, кому требуется очень сложное и дорогостоящее лечение: онкобольные, диабетики, астматики. Поэтому полностью обеспечить их дорогими препаратами сложно. И министерство здравоохранения оказывается меж двух огней: с одной стороны - люди, которые недовольны схемой обеспечения льготными лекарствами, с другой — федеральные законы и нормативы, которые никак не обойти.

В идеале, считает Владислав Романов, для тех, кто проходит длительную курсовую терапию с индивидуальным подбором препаратов, необходима иная процедура закупок по торговым наименованиям. А сам перечень льготных средств нужно ограничить лекарствами для лечения хронических заболеваний и имеющими жизненно важный терапевтический эффект. Лечение заболеваний, вызванных стилем жизни, например, ожирения, или препаратами от простуды, грибковых инфекций не должно проходить за счет государства. Но возможны ли такие изменения, покажет время.

Геннадий Гридасов, министр здравоохранения Самарской области: «У нашего министерства уже есть опыт самостоятельного решения вопросов льготного лекарственного обеспечения. Например, несколько лет назад возникла сложная ситуация с пациентами, страдающими сахарным диабетом: им перестали выдавать тест-полоски за счет федерального бюджета. Это довольно дорогостоящая вещь, закупать их самостоятельно может себе позволить далеко не каждый больной. Тогда мы подключились и нашли средства, чтобы обеспечить людей необходимыми расходными материалами. Мы всегда готовы к диалогу, обязательно выслушаем и поможем человеку в трудной ситуации. Мы пойдем на компромисс там, где это действительно нужно».

Автор: Дарья Серикова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления