В ближайшее время в России может возникнуть дефицит запчастей к автомобилям ВАЗ. Таково мнение аналитиков, наблюдающих за массовыми «чистками», инициированными новыми владельцами Волжского автозавода. Первыми жертвами «Рособоронэкспорта» стали самарская группа компаний СОК и аффилированные с ней менеджеры автогиганта.
Чекист чекисту – волк
Уволенный на прошлой неделе директор по безопасности ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Очиров – «первая ласточка» в длинной череде менеджеров, которым еще предстоит согласиться на условия новых хозяев, избавляющихся от прежней команды. Вернее, команд. На ВАЗе их, как минимум, две – «каданниковская» и «соковская». Первая состоит из менеджеров, хранящих верность недавно отошедшему от дел председателю совета директоров Владимиру Каданникову. Вторая – представители бизнес-структур, входящих в состав ГК СОК, а также аффилированные с группой лица, юридически не имеющие к ней никакого отношения. Ни та, ни другая команда не вписывается в представления нового собственника о том, как теперь должен функционировать ВАЗ.
«Соковские» были внедрены на автозавод в 2003-2004 годах для непосредственного контроля над финансовыми потоками автогиганта. Группа компаний, специализирующаяся на рейдерском захвате предприятий, достаточно быстро нашла общий язык с руководством ВАЗа. В результате СОК получил в управление несколько компаний, принадлежащих автозаводу («АвтоВАЗтранс», Димитровградский автоагрегатный завод и др.), занял серьезные позиции среди поставщиков материалов и автокомпонентов, получил абсолютную монополию на продажу вазовских запчастей (ООО «Соло») и расставил «своих» людей на ключевых постах.
Одним из «своих» являлся и полковник в отставке Сергей Очиров, сменивший пост главы местного отдела ФСБ на должность директора по безопасности ОАО «АвтоВАЗ». Символично, что его предшественник – Владимир Нестеров – сразу же после ухода с завода стал в свои 74 года вице-президентом ГК СОК. Рекомендацию для приглашения на эту должность дал Очирову еще один (теперь уже бывший) вице-президент СОКа – Владимир Большаков, с которым Сергей Иванович сдружился на нелегком поприще госбезопасности в начале 90-х. И еще большей иронией судьбы выглядит тот факт, что инициаторами увольнения отставного чекиста стали его бывшие коллеги. Как сообщил информированный источник в ОАО «АвтоВАЗ», именно после беседы московских комитетчиков с президентом-генеральным директором завода Виталием Вильчиком Сергею Очирову было предложено написать заявление об увольнении по собственному желанию.
Насколько в действительности велико было желание директора по безопасности покидать свой пост, видно из его слов, сказанных двумя месяцами ранее. «Мне поступали предложения вернуться на службу, но я не планирую это делать, – заявил Очиров. – Меня вполне устраивает моя текущая деятельность. Сейчас у меня есть прекрасная квартира, машина. Моя годовая зарплата позволяет мне приобрести практически любой автомобиль, и это не скажется на благосостоянии моей семьи».
Делегация варягов
Иногородние силовики появились в Тольятти в начале декабря. Основную часть из более чем 40 человек составляли сотрудники ФСБ. Официальной целью визита стало ознакомление с деятельностью ОАО «АвтоВАЗ» в преддверии собрания акционеров, которое должно состояться 22 декабря.
«Группа товарищей» скромно поселилась на турбазе «Фортуна», принадлежащей АвтоВАЗу и являющейся лучшим местом отдыха заводчан. Выбор инспекторов понятен: ни одна гостиница города не может сравниться с «Фортуной» по красоте и комфортности. Вероятно, чекистам очень понравилась турбаза, поскольку через несколько дней в заводской многотиражке «Волжский автостроитель» было опубликовано объявление, предписывающее работникам ВАЗа, купившим путевки на предновогодние дни, сдать их обратно.
Однако чудесные виды из окон «Фортуны» не смягчили холодные сердца визитеров. Уже через несколько дней после их приезда на руководство автозавода было заведено несколько уголовных дел о неуплате налогов и мошенничестве. Если первое напрямую затрагивает интересы «каданниковской» команды, то второе непосредственно касается поставок материалов и комплектующих, где «первую скрипку» играет СОК.
Стать поставщиком ВАЗа во все времена было престижно и прибыльно. В первую очередь, потому, что при «правильном» подходе заводское руководство умело закрывать глаза на разницу между закупочной и реальной ценой товара. В свое время достаточно широко обсуждалась история о поставке на ВАЗ деталей, купленных за центы, а проданных за доллары. При этом цифра в накладных оставалась прежней, менялся лишь значок. Разницу принято было делить пополам с начальником производства, подписывающим со своей стороны нужные бумаги.
Вот и на этот раз, по мнению сотрудников местного УВД, произошло нечто подобное: партия молибдена была продана автозаводу в два раза дороже реальной рыночной стоимости. Справедливости ради, стоит еще раз отметить, что этот случай не является единичным. А поскольку более 50% поставок на ВАЗ контролирует СОК, несложно догадаться, против кого в реальности направлена эта атака.
Дружба крепкая
Представитель Центра местного самоуправления по ПФО Вадим Мингалев поспешил заявить местной прессе, что никакого противостояния между госструктурами и СОКом не существует. «В последние годы эта группа уверенно завоевала рынок поставок комплектующих на завод, – сообщил г-н Мингалев, – активно вовлекла в эти процессы предприятия не только Самарской губернии, но и всего Поволжья. Появились тысячи новых рабочих мест. Поэтому активное сотрудничество с группой СОК со стороны государственных структур будет продолжаться».
Однако последующие события достаточно ярко продемонстрировали, насколько «Рособоронэкспорт» заинтересован в подобном сотрудничестве. Уже через два дня после выступления Мингалева новый собственник ВАЗа предупредил поставщиков о пересмотре после 22 декабря всех существующих контрактов. Кроме того, госструктуры намерены забрать у СОКа управляемые им предприятия, принадлежащие автозаводу. А также разорвать договор с ООО «Соло», являющимся эксклюзивным поставщиком вазовских запчастей.
В реализации последнего из перечисленных желаний «Рособоронэкспорта» есть небольшая сложность: согласно договору, в случае его одностороннего расторжения ВАЗ должен заплатить своему партнеру штраф в размере 14 миллиардов рублей. Впрочем, судя по внезапно усилившемуся вниманию к СОКу со стороны прокуратуры и налоговой инспекции, он не будет особо упорно отказываться от добровольного расторжения контракта.
Кроме группы компаний, пострадают и не связанные с ней вазовские менеджеры. По информации от компетентного источника, вскоре предстоит уволиться «по собственному желанию» вице-президенту по стратегическому и корпоративному управлению ОАО «АвтоВАЗ» Михаилу Москалеву. Он тоже попал в область внимания новых собственников. Источник не исключает, что Москалеву придется давать объяснения и по упомянутым уголовным делам.
Почему госструктуры так ополчились против СОКа, хотя в течение нескольких лет упорно не замечали в деятельности группы компаний никакого криминала? Ответ на этот вопрос потребует отдельной статьи. Пока же аналитики отмечают, что «отлучение» СОКа от торговли вазовскими запчастями не сможет пройти бесследно для российского рынка. Существующая схема распределения деталей между дилерами чрезвычайно запутанна, поэтому порождает немало возможностей для коррупции. Однако, по мнению представителей СОКа, разрушение существующей схемы приведет к еще большему распространению «недокументированных» отношений, поскольку дилерам придется заново отрабатывать необходимые контакты. К тому же, во время изменения схемы распределения вполне реально возникновение дефицита запчастей, вызванного общей неразберихой.
Кроме того, было бы наивным предполагать, что с приходом к руководству на ВАЗе госкомпании уровень коррупции в принципе может снизиться. Наблюдаемая деятельность госчиновников и приближенных к ним лиц не оставляет места подобным иллюзиям.