Самое страшное ругательство – «некорректно». Именно так говаривал первый гендиректор ВАЗа, когда сталкивался с браком или халтурой. 19 апреля состоится открытие памятника ему – первому генеральному директору Волжского автозавода Виктору Николаевичу Полякову.
День первого автомобиля отмечается на «АвтоВАЗе» уже 37 лет. Ведь именно 19 апреля 1970 года с конвейера волжского автогиганта сошел первый ВАЗ-2101. И именно этот день стал днем памяти Полякова.
Виктор Поляков возглавил Волжский автомобильный завод в августе 1966 года и оставался его генеральным директором до 1975 года, когда был назначен министром автомобильной промышленности СССР. Между собой работники завода называли его «папой».
Виктор Поляков приехал в Тольятти из Москвы в 1966 году, оставив должность замминистра автомобильной промышленности СССР. Иностранцы, узнав, что мощность завода планируется на 660 тысяч автомобилей, и построить его хотят за три года, кричали: «Это невозможно!» Но ВАЗ построили в срок. Достижение страны Советов было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.
«Самым страшным ругательством генерального директора была фраза: «Вы несерьезный человек, вы ведете себя некорректно», – говорит режиссер фильма о первом гендиректоре Владимир Самарцев. – Многим потом приходилось объяснять, что же это такое – «некорректно». Ветераны завода говорят, что Поляков учил не бояться доходить до самых верхов, если требуется решить задачу».
Супруга Виктора Николаевича вспоминает, как однажды секретарь мужа попросила ее получить премию, которую тот не забирал несколько месяцев. Она взяла деньги. Ходят слухи, что кассира после этого уволили.
«В нашей семье считалось неприличным быть состоятельным», – говорит Татьяна Николаевна.
«В 2000 году я встретил его в Москве, – вспоминал бывший мэр Тольятти Сергей Жилкин. – Он стоял в очереди. В старом плаще, старой шляпе. Я подумал: «Если бы Поляков жил на Западе, он был бы миллиардером». Человек, поднявший такой завод, был бы культовым персонажем в своей стране, ездил бы на «мерседесе». Таких, как Поляков, на руках носить надо, а у нас он неприметно стоит в очереди».
Имя Виктора Полякова присвоено площади, располагающейся в границах улиц Юбилейной, Фрунзе и Революционной, южнее Дворца культуры и техники «АвтоВАЗа».
Справка: Виктор Поляков родился 3 марта 1915 года в Томске. Свою трудовую жизнь он начал в 15-летнем возрасте. Работал учеником слесаря, слесарем, техником, мастером, заместителем начальника цеха на Московском авторемонтном заводе. В 1938 году без отрыва от производства закончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.
Но вскоре началась война. С июля 1941 года по май 1945 года инженер-майор Виктор Николаевич служил в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов. Командовал подразделениями автомобильных войск. В октябре 1941-го был ранен и месяц лечился в госпитале Омска. Фронтовые заслуги Виктора Полякова отмечены орденами Красной Звезды (1945 год), Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» (1943 год), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 год), «За оборону Советского Заполярья» (1947 год).
С 1946 года Виктор Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей. В 1966 году Поляков был назначен генеральным директором строящегося ВАЗа, при этом он одновременно являлся заместителем министра автомобильной промышленности СССР.
Под руководством Виктора Полякова завод был создан в рекордно короткие сроки (всего за 3,5 года): строительство началось в январе 1967 года, а уже в апреле 1970-го на главном конвейере были собраны первые автомобили ВАЗ-2101. Виктор Поляков добился, чтобы на новостройке, каким был в те годы Автозаводский район города Тольятти, сразу началось капитальное строительство, причем не только жилья, но и детских садов, школ, торговых центров, домов культуры, спортивных комплексов.
За вклад в развитие машиностроения Виктору Николаевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он кавалер 4-х орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, ордена Дружбы народов, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Он скончался 1 июня 2004-ого года в Москве.