Менеджмент АвтоВАЗа задумался о собственном будущем: угроза иностранных конкурентов, собирающихся в ближайшее время выпустить автомобили ценой до 10 тысяч долларов, заставила руководство автогиганта заговорить о снижении цен.
«Классика» будет стоить 5300 долларов, а Lada Kalina – 7 800 долларов.
Если учесть, что сейчас стоимость седана Kalina составляет 9 800 долларов, то снижение цены на две тысячи долларов серьезно поднимет шансы этого семейства на завоевание более прочных позиций на рынке.
Автомобили за новые цены должны появиться только в 2009 году. Впрочем, практически одновременно с ними АвтоВАЗ должен освоить выпуск заявленного недавно нового семейства класса «С» – а его цена будет все же выше десяти тысяч долларов.
Для того чтобы еще сильнее «подсадить» конкурентов, тольяттинский автозавод решил вернуться к проекту «Ока-2». О возрождении проекта создания микролитражного автомобиля на пресс-конференции по итогам общего собрания акционеров сообщил президент ООО «Группа «АвтоВАЗ» Владимир Артяков. Он заявил, что этот проект носит статус «социального автомобиля», потребность в котором составляет более 30 тысяч машин в год. Правда, цену для того проекта все-таки завернули немаленькую – в районе пяти тысяч долларов. Хотя, как сказал Артяков, может быть, она уложится в рамки от 3500 до 4500 USD. Правда, производить «Оку» собираются не на самом АвтоВАЗе.
А вот от идеи создать общее с ГАЗом СП «АвтоВАЗ» решил отказаться – председатель совета директоров компании Сергей Чемезов заявил, что предложенные нижегородцами модели «устарели». Чемезов сообщил, что АвтоВАЗ получал от Олега Дерипаски предложения по созданию совместного холдинга между «Группой ГАЗ» и АвтоВАЗом по выпуску легковых автомобилей. В предложениях говорилось, что ГАЗ внесет в совместный холдинг линии по сборке автомобилей «Волга», а также автомобилей, которые начнут сходить с конвейера в 2008 году – Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Вот эти-то модели руководство тольяттинского автогиганта посчитало устаревшими.
Так что основные надежды вазовцев все-таки связаны с развивающимися отношениями с канадским концерном «Магна». Начало сотрудничества уже было положено во время прошедшего Саммита Россия-Евросоюз, когда в присутствии Президента состоялось подписание протокола о намерениях. Сам контракт между АвтоВАЗом и «Магной» подпишут в сентябре. На строительство завода и создание новой платформы планируется потратить 1,5 миллиарда долларов – по 750 миллионов с каждой стороны. Руководство тольяттинского завода надеется на помощь со стороны государства и на получение от него льготных кредитов.
Между тем на самом АвтоВАЗе ситуация обостряется: основной профсоюз тольяттинского завода – АСМ – пригрозил устроить забастовку и потребовал повышения зарплаты. Это достаточно неожиданно, ведь до сих пор вазовский профсоюз был очень лоялен по отношению к работодателю.
Впрочем, сами вазовцы считают, что этого следовало ожидать: профком требовал повышения зарплаты на 7% еще с 1 января. Вместо этого зарплаты увеличили с 1 марта, и только на 5%. В результате средняя зарплата на заводе выросла с 12 850 до 13 490 рублей. Следующим требованием профсоюза стало увеличение зарплаты на 3% с 1 апреля, однако оно не было выполнено.
Впервые в требованиях увеличить зарплату и постоянно индексировать ее на уровень инфляции объединились двое противников – руководитель основного вазовского профсоюза Николай Карагин и лидер независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. На заводе работает свыше 110 тысяч человек. Прибавка в 3% обойдется заводу 1,7 миллиона долларов (около 44 миллионов рублей) в месяц. Это добавит 800 рублей к себестоимости каждого автомобиля и «съест» около четверти чистой прибыли АвтоВАЗа за 2006 год (2,57 миллиарда рублей).
Крайне низкая рентабельность АвтоВАЗа (1,8% против 3% у Группы ГАЗ и 7% у «Северсталь-Авто», по данным аналитиков Банка Москвы), обусловлена, в том числе, и неоптимальной кадровой политикой. По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаила Блохина, завод, выпускающий 700 тысяч машин в год, должен иметь штат не более 30 тысяч сотрудников. Если АвтоВАЗ не проведет в ближайшее время реорганизацию всей производственной и управленческой политики, а также сокращение штата и отказ от непрофильных производств, то завод может попасть в крайне тяжелую ситуацию.