Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», в котором регламентируются понятия, касающиеся классификации автомобильных дорог и компетенции государственных органов, форм собственности, а также прав и обязанностей организаций и граждан, их эксплуатирующих и обслуживающих, принят вчера в последнем чтении.
За принятие законопроекта проголосовало 318 депутатов. Предполагается, что к закону будет создан отдельный перечень – дороги общефедеральные и региональные, то есть каждая трасса определится окончательно – в законодательной форме – со своим владельцем.
Однако самый главный пункт, вызвавший наибольшее количество споров, касается платы за проезд. Лидер Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин заявил, что ситуация с дорогами в стране с принятием этого закона измениться в худшую сторону:
«До сих пор не было легального разрешения на введение платных дорог, – комментирует г-н Похмелкин. – Платные дороги будут вводиться решением органов исполнительной власти, в закрытом режиме, без каких-то не было консультаций с гражданским обществом – об этом не сказано в законе ни слова – без утверждения этих решений законодательными органами. Я категорически против платных дорог. Хотя бы по той причине, что сегодня из всех денег, которые автомобилисты в качестве налогов или других обязательных платежей отдают государству, только 9% идет на дороги, дорожное строительство, ремонт, содержание и так далее. И к этому еще добавляется отдельная плата за пользование дорогами. На мой взгляд, это будет вести к тому, что дороги бесплатные будут хиреть, а на платных дорогах будет настоящий грабеж наших водителей. Так что, к сожалению, закон не только не решет насущную проблему в этой сфере, но, по-моему, еще и усугубляет».
Вячеслав Лысаков, возглавляющий организацию «Свобода выбора», заметил, что на Западе платных дорог очень мало и служат они, в основном, большегрузному коммерческому транспорту или туристам. «В США или Германии никто не заставляет жителей соседних городов пользоваться платной дорогой. Принятие же нашего нового закона о дорогах на деле означает, что бесплатная дорожная сеть будет заброшена», – замечает Вячеслав Лысаков.
В мае этого года, инспектируя трассу «Дон», министр транспорта Игорь Левитин признал, что только 37% федеральных и 24% региональных дорог находятся в удовлетворительном состоянии. Противники закона указывают на то, что владельцы дорог берут на себя только приятные обязанности по собиранию денег, а вот обязанностей у них будет маловато. Статья 8 пункт 2.1 закона предусматривает «обязательства государства по принятию на себя части расходов на эксплуатацию платной дороги в том случае, если интенсивность движения по ней окажется ниже запланированной».
Мировая же практика такова, что риски берет на себя сам инвестор – частная компания. Например, в США эксплуатирующая компания предоставляет «гарантию возврата денег в случае возникновения заторов», то есть берет на себя еще и риски превышения расчетной пропускной способности.
Не получится ли так, что дороги, которые строятся на государственные деньги, станут источником дохода для части предпринимателей? В Самаре, например, на создание центра, включающего мультимодальный терминал между Самарой и Тольятти, планируется затратить семь миллиардов рублей. Предполагается, что в рамках этого проекта будут построены современные европейского уровня транспортные магистрали, которые позволят перераспределить транспортных потоков через Самару. Консолидирующий центр должен начать работу уже в 2009 году, а в полном объеме – в 2012 году. Теперь, с принятием нового закона, вполне может оказаться, что дороги окажутся платными. Причем торги, на которых будут продаваться те или иные трассы, могут пройти незаметными для огромного количества автовладельцев. Например, в сентябре 2007 года в Самаре в области недвижимости и строительства было объявлено более 500 тендеров. Среди наиболее крупных октябрьских торгов стоит отметить тендер министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области – на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Красноармейского района области выделяется 223, 22 миллиона рублей. А стоимость контракта на ремонт автомобильной дороги Похвистнево – Клявлино составляет 49,5 миллиона рублей. Таким образом, огромные бюджетные средства будут потрачены на строительство новых магистралей. Интересно только, кто окажется их реальным хозяином после строительства?