Московское ГИБДД собирается уже в этом году разрешить сдавать экзамены на права на тех автомобилях, на которых планирует ездить водитель в будущем. И поэтому уже скоро покупатели новеньких внедорожников или купе смогут сдавать экзамен не за рулем Lada, а на шикарных Mercedes-Benz и BMW. «Человек должен сдавать на права на машине того же класса и того же литража, на котором планирует ездить. Пока у нас «Лендкрузеров» и «Лексусов» нет», – заявил начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев.
Стало любопытно, как обстоят дела в нашем городе. Надо отметить, что вопрос о сдаче экзаменов на схожих по ТТХ автомобилях речь не идет. Точнее, речь-то идет давно, но по словам пожелавшего остаться неизвестным экзаменатора РЭП в любом случае оснащенность автошкол не позволяет воплотить эту идею в жизнь.
В Самаре насчитывается несколько десятков учебных заведений по вождению, и в результате телефонного опроса действительно выяснилось, что обучение идет, в основном, на отечественных автомобилях. Иногда встречаются Daewoo Nexia, Daewoo Matiz, поскольку это распространенные модели и люди часто о них спрашивают. Автошколы отслеживают рынок спроса, и так как преобладают на наших дорогах отечественные автомобили (особой популярностью у нас пользуются 14-я, 15-я модели «жигулей», «Калина»), то потенциальные автовладельцы хотят учиться именно на них. А покупать неизвестные, редкие модели иномарок – так они простаивать будут, уверены в автошколах.
Кстати, в большинстве автошкол рекомендуют учиться на отечественных автомобилях, потому что они более тяжелые в управлении. Если человк сможет, так сказать, «выходить сухим из воды» при их вождении, то иномарку водить вам будет совсем легко.
Диспетчер одной из автошкол объяснила просто: «У нас ведь как считается: передний привод, задний привод – это важно. А если вам важно научиться ездить на своей иномарке, то инструктор может с вами отдельно позаниматься. Это выполнимо».
Менеджер по продажам Алина Бакирова в качестве новоявленного обладателя автоправ подтвердила наши сомнения: «В автошколе нас разбили на группы и прикрепили к автомобилям. Была там «классика» – «пятая» модель, а с передним приводом – 14-я. О том, чтобы сдавать экзамен на своей машине, даже разговора не было. Хотя инструкторы предлагали после работы позаниматься дополнительно на своей машине за 300 рублей в час. А сдавали мы экзамен на той, на которой нас обучали вождению».
По логике вещей, конечно, правильнее обучаться и сдавать на права на той машине, на которой будешь уже завтра ездить по улицам города. С этим согласна и еще одна автолюбительница, получившая права недавно – бухгалтер частной фирмы Ирина Сиразетдинова: «Если бы я сразу училась и сдала экзамены на Daewoo, которую потом купила, не пришлось бы переучиваться. У нее и габариты другие, и обзор. Выходит, мы учимся, чтобы сдать экзамен, а потом снова учимся, чтобы ездить. Кстати, если бы не занималась самостоятельно по субботам и воскресеньям, никогда бы и не сдала экзамен. Часов на вождение отводится очень мало. Опытных водителей автошколы сейчас подготовить не могут».
Вывод такой: учить тебя в автошколе могут только на подготовленной и оборудованной машине с дублированными педалями для инструктора – иначе просто не имеют права. Но если ты явишься на экзамен и продемонстрируешь инспектору свои мастерские навыки вождения на внедорожнике, тоже, думается, ничего страшного.
А вот кто и как будет этому тебя учить на этом внедорожнике – это уже отдельный вопрос. Кроме того, основным вопросом, который давно уже обсуждается, является недостаточное время обучения навыкам вождения. Сегодня автошколы за отведенное время просто не в состоянии подготовить «с нуля» водителя, способного завтра выехать на улицы наших городов самостоятельно. Как ни крути «баранку», без дополнительного обучения в любом случае не обойтись. А уж иномарка это или отечественный рыдван – дело десятое.