Общение с дорожным инспектором — момент в жизни далеко не самый приятный. Однако боятся таких встреч не стоит: тут главное помнить о своих правах и обязанностях. Напомнить о них сотруднику ГИБДД — вполне законная инициатива.
Автовладельца, который ни разу не был остановлен сотрудниками ГИБДД, можно смело заносить и в Красную книгу, и в Книгу рекордов Гиннесса сразу. Личность это действительно уникальная. Обзавидуешься. Правда, есть вполне резонные сомнения по поводу того, что люди такие на наших дорогах еще остались. Слишком уж часто приходится современным автолюбителям сталкиваться c работниками госавтоинспекции. Диалог приятным получается далеко не всегда. Более того, порой автолюбители сами способствуют тому, что их права в результате оказываются ущемленными. Именно поэтому каждому водителю просто необходимо знать главные правила общения с ГИБДД.
Остановка ТС и её причины регламентируются нормативными документами МВД: приказом МВД РФ 329 от 01.06.98 г. и Наставлением по работе ДПС ГИБДД МВД, утверждённым приказом МВД РФ 297 от 20.04.99 г. Основания для остановки ТС прописаны в п.13.7 Наставления ДПС и п.2 приказа 329. Эти документы необходимо изучить. При разговоре с гаишниками смело оперируйте и их названиями, и их содержанием — это заставит их относится к вам более уважительно.
Проверка документов
Сотрудники ГИБДД имеют право на подобную процедуру только на стационарных постах. Когда вашу машину тормозят на обочине, для проверки документов должны быть приведены очень четкие основания. Поэтому первым делом вы вправе поинтересоваться, по каким причинам вы остановлены.
Презумпция невиновности
Один из важнейших принципов современного законодательства состоит в том, что вина любого гражданина должна быть подкреплена соответствующими конкретными доказательствами. Нарушение ПДД — далеко не исключение, хотя мы все часто об этом забываем и безропотно подписываем протоколы. Голословное утверждение инспектора — совсем не истина в последней инстанции.
Предъявление удостоверения
Понятно, что инспектор обязан представится и показать свою «ксиву». Однако вам не следует пренебрегать подобным процессом. Вы вправе переписать все данные в свой блокнот. Это может очень сильно пригодиться в дальнейшем, особенно если дело дойдет до суда. Кроме того, при внимательном изучении документа сотрудника ГИБДД может обнаружиться масса интересных вещей. Допустим, что он вообще остановил вас совсем не на своем участке. Помните только, что в руки вам удостоверение он давать не обязан.
Протокол
При административном правонарушении максимальный срок задержания — три часа. Поэтому обязательно попросите инспектора указать в протоколе время. Если там есть фраза «подпись нарушителя», то вы имеете право последнее слово зачеркнуть и надписать слово «водителя». Если не согласны, пишите «не согласен». В принципе, подписывать сам протокол и давать там какие-то разъяснения — это не обязанность. Вы можете от подобных вещей и отказаться.
Свидетели
У любого правонарушения должны быть свидетели. Если в машине были пассажиры — инспектор обязан занести их данные в протокол. Кроме того, если дело дошло до суда, часто бывает, что только на этой стадии свидетели, о существовании которых вы ранее не подозревали, неожиданно появляются. Вы вправе потребовать от суда проверки других протоколов этого инспектора. Возможно, там будут фигурировать эти же лица. А это попахивает подлогом.
Конечно же, этими советами процесс общения с сотрудниками ГИБДД не ограничивается. Здесь можно целую энциклопедию составить. Однако именно эти центральные аксиомы любому водителю очень полезно знать назубок. И помните — никогда не следует грубить и всячески перегибать палку. Это только испортит ситуацию. Главное быть вежливым и юридически подкованным. Такой подход заставит инспектора забыть о каких-либо злоупотреблениях и превышениях своих полномочий.
Константин Свищев