Оформлять мелкие ДТП без участия представителей ГИБДД можно будет лишь с марта следующего года. Правительство в очередной раз отложило вступление в силу «европротокола» и прямого урегулирования убытков по ОСАГО. Основная причина в том, что, до сих пор не принята единая методика оценки ущерба, нанесенного автомобилям, попавшим в аварию.
Напомним, что введение системы оформления мелких ДТП без присутствия ГИБДД – «европротокола» – должно было вступить в силу с 1 декабря 2008 года. А прямого возмещения убытков страховой компанией пострадавшего – уже с 1 июля 2008 года. Однако президент России несколько дней назад подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон об ОСАГО и признании недействительными некоторых законодательных актов». В связи с этим все предполагаемые изменения переносятся на 1 марта 2009 года.
Суть законодательного положения, касающегося прямого возмещения убытков, заключается в том, что потерпевший имеет право предъявить требование о компенсации непосредственно своей страховой компании. Причем возможно это только в том случае, если ДТП произошло с участием двух транспортных средств, вред причинен только имуществу, а гражданская ответственность владельцев застрахована по ОСАГО. Это же касается и оформления документов без участия сотрудников ГИБДД. Такой способ фиксации дорожного происшествия будет возможен только при условии того, что обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласий у участников аварии. При этом размер страховой выплаты не может в таком случае превышать 25 тысяч рублей.
По мнению директора ООО СК «Ростра» Андрея Кирилина, указ о переносе сроков вступления в силу законодательных изменений по обязательному автострахованию своевременен. «Как только все будет готово к переходу на новую систему работы, нововведения вступят в силу», – считает господин Кирилин.
С точки зрения владельца агентства «Страховой советник Кокорев» Олега Кокорева, первоначально обозначенные сроки носили явно популистский характер в рамках предвыборной президентской компании. «Думаю, Российский союз автостраховщиков (РСА), Федеральная служба страхового надзора (ФССН) все же смогли найти аргументы, подтверждающие преждевременность введения данных норм. На сегодняшний момент единых стандартов у страховых компаний не существует. РСА, конечно, играет определенную выравнивающую роль, но все же нужно время, на то, чтобы страховщики приспособились к новым условиям работы», – говорит Олег Кокорев.
При всех возможных плюсах введения «европротокола» и системы прямого урегулирования убытков, в нововведениях находится и немало «подводных камней». Как считает Олег Кокорев, будущими поправками могут воспользоваться мошенники, водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. А люди, серьезно подходящие к решению вопросов, все равно будут дожидаться сотрудников ГИБДД для оформления протокола.
Поддерживает такую точку зрения и заместитель председателя городского правозащитного автоклуба «Самара 63», участник МРОД «Комитет по защите прав автомобилистов» Татьяна Васильева. «Тот, кто имел опыт многочасового ожидания представителей ГАИ, наверняка, был бы рад подобным изменениям. Однако стоит заметить, что не все будут пользоваться новым законодательным правом. Хорошо, если будет так, как обещают: на место ДТП станут выезжать аварийные комиссары, чтобы помогать разбираться в ситуации. Ведь не все обладают должной технической грамотностью и смогут должным образом заполнить документ», – считает Татьяна Васильева.
И представители страхового бизнеса, и автомобилисты сходятся во мнении, что принимать поправки по «автогражданке» в работу, действительно, стоит только после тщательной проработки и исключения возможных недоговоренностей. Кроме того, должна быть принята единая система оценки ущерба по ОСАГО. По данным РСА, объединение страховщиков уже разработало такую методику. Необходимо только, чтобы она была одобрена соответствующими министерствами и страховыми компаниями.