С 1 июля текущего года вступили в силу поправки к Кодексу административных правонарушений РФ (КоАП), отменившие взимание платы за принудительное перемещение и хранение в течение первых суток задержанного автомобиля. Этот факт еще больше осложняет вопрос с организацией специальной эвакуационной службы в Самаре. Однако решение данной проблемы находится сейчас на рассмотрении как правительства области, так и ГИБДД.
Напомним, что до октября 2007 года принудительной эвакуацией автомобилей в городе занималась коммерческая структура ООО «Курс-3». Однако после понижения тарифов на транспортировку и хранение задержанных автомобилей дальнейшее ведение деятельности стало для фирмы нерентабельным. С того момента вопрос об организации муниципалитетом собственных штрафстоянок и службы эвакуации стоит в Самаре чрезвычайно остро.
При этом вступившие в силу поправки к КоАП создание подобной службы осложняют еще больше. Все потому, что этот вид деятельности становится еще более убыточным. Свою позицию по данному вопросу высказал на недавней пресс-конференции начальник областной ГИБДД Валерий Трофимов. По его словам, проблема эта уже назрела. Однако, как считает господин Трофимов, обвинять муниципалитет в бездействии нет смысла: бюджет не резиновый, и изыскать средства на все необходимые нужды чрезвычайно сложно. На данный момент решением этого вопроса занялось областное правительство. Губернатор Артяков дал соответствующие поручения профильным ведомствам. И, вполне вероятно, что в ближайшее время будет организовано специальное предприятие областного подчинения. ГИБДД, со своей стороны, уже дало рекомендации, в каких местах города и области организация штрафных стоянок будет наиболее уместной.
Еще в конце мая на заседании городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на тот момент исполняющий обязанности руководителя городской ГИБДД Дмитрий Балькин вопрос с организацией штрафстоянок поставил достаточно остро, заметив, что при решении данной проблемы разговоры о рентабельности предприятия выглядят просто нелепо. «Уже почти год автоинспекция не может работать в нормальном правовом поле. Нет штрафных стоянок, и зачастую нам приходится отпускать пьяных водителей. А это приводит к увеличению числа аварий, травм и смертей в результате ДТП», – возмутился господин Балькин.
Заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Олег Алешинский на том же заседании отметил, что, согласно законодательству, расходы по данному виду деятельности возлагаются на городской бюджет и составляют порядка 47 миллионов рублей. «Необходимо выработать механизм субсидирования или ведения деятельности на конкурсной основе. Данный вопрос необходимо решать совместно с отделом правового обеспечения департамента финансов», – сказал Олег Алешинский.
На настоящий момент, как сообщил председатель областной комиссии по безопасности дорожного движения Иван Миронов, вопрос с организацией штрафстоянок, требующий незамедлительного решения, находится на рассмотрении областного правительства.
В то же время, по мнению Валерия Трофимова, велика вероятность, что новая законодательная норма об отмене взимания платы за эвакуацию достаточно скоро себя изживет. Многие субъекты федерации испытывают большие трудности, связанные с содержанием заведомо убыточных предприятий.
Автомобилисты, с одной стороны, конечно, не обрадуются возможной отмене новой законодательной нормы о бесплатной эвакуации автомобиля. С другой стороны, здесь нельзя чего-то требовать, ведь нарушителей, действительно, нужно наказывать, считает заместитель председателя городского правозащитного автоклуба «Самара 63», участник МРОД «Комитет по защите прав автомобилистов» Татьяна Васильева. «Возникает немало проблем, когда сотрудники ГИБДД действуют с нарушением служебных полномочий, руководствуясь исключительно коммерческим расчетом. По прошлому опыту работы эвакуационных служб в Самаре можно сказать, что в этом вопросе есть много подводных камней, которые необходимо учитывать. Ведь были и такие случаи, когда машины увозили вместе с детьми, которых родители оставляли в тонированных автомобилях. Немало было моментов, связанных с нанесением имущественного вреда», – отмечает Татьяна Васильева.
При этом госпожа Васильева отмечает, что отсутствие эвакуационной службы заметно сказывается на поведении автомобилистов Самары. «Снова стали распространены парковки в неположенных местах, «елочкой», как кому угодно и удобно. Если инспекторы не будут намеренно помогать эвакуационным службам зарабатывать, то штрафстоянки станут благом», – замечает Татьяна Васильева.