Изменения в закон об ОСАГО, касающиеся прямого возмещения убытков и введения «европротокола», вступят в силу гораздо позже, чем это было намечено ранее – только 1 марта 2009 года. О том, что из всего этого получится, рассуждает один из главных экспертов данной области в Самаре – Владимир Золотарев, директор Самарского филиала компании «Росгосстрах».
25 июня 2008 года президентом России был подписан документ, предусматривающий перенос вступления в действие поправок в положения Закона об ОСАГО. В соответствии с этим документом срок вступления в силу положений закона об ОСАГО, касающихся прямого возмещения убытков, перенесен с 1 июля 2008 года на 1 марта 2009 года, а положений, касающихся возможности оформлять документы о ДТП без участия сотрудников ГИБДД («европротокол»), – с 1 декабря 2008 года на 1 марта 2009 года. Таким образом, вступление поправок в силу отложено на 9 месяцев.
Страховщики выступали инициаторами введения прямого урегулирования убытков еще 2 года назад. Подразумевалось вводить его постепенно, по мере готовности компаний, как это делалось в Европе. Однако в нашей стране законодатели пошли другим путем и решили ввести прямое урегулирование, что называется «декретом». Как следствие, на 1 июля страховой рынок к введению прямого урегулирования был однозначно не готов. Отсутствовала необходимая законодательная и нормативная база.
Срок до 1 марта 2009 года дает возможность для разработки и принятия ряда законодательных и нормативных актов, включая изменения в законодательстве и, прежде всего, в налоговом. Их должны подготовить ряд министерств и ведомств, в том числе, Минтранс и Минфин.
Волнение вызывает создание единого расчетного центра, через который будут осуществляться все платежи. Для его создания нужно не много – подготовить всю правовую документацию по его работе и взаимодействию со страховщиками, разработать и утвердить единую методику оценки ущерба, в рамках которой страховщики будут рассчитывать ущерб по страховым случаям. При ее отсутствии в ходе осуществления выплат могут возникнуть разногласия между страховщиком виновника и страховщиком потерпевшего (регулируя убыток своего клиента, компания будет стремиться завысить размер выплаты).
Придется внести изменения в Налоговый кодекс, если же это не будет сделано, страховщикам придется платить НДС со всех операций по прямому урегулированию. Дело в том, что выплата, произведенная потерпевшему в рамках прямого урегулирования, не является страховой выплатой в смысле требования статьи 931 ГК РФ («Страхование ответственности за причинение вреда»), поскольку он производится не в пользу третьего лица, как положено по ОСАГО, а в пользу самого страхователя по ОСАГО. Поэтому такие платежи, в соответствии с п.п. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, будут облагаться НДС. Кроме того, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 213 Налогового кодекса РФ, с таких выплат потерпевший должен будет уплатить налог на доходы физических лиц. Пока все необходимые поправки в Налоговый кодекс, устраняющие эти недоразумения, не будут приняты, запускать прямое урегулирование нельзя.
Страховщики, в свою очередь, уже подготовили свой ответ – договор о взаимоотношениях в рамках прямого урегулирования убытков. Он сейчас находится на стадии подписания.
Перенос вступления прямого урегулирования в действие выгоден, в первую очередь, страхователям, поскольку при отсутствии развитой инфраструктуры, всех необходимых нормативных документов и, прежде всего, без принятия изменений в Налоговый кодекс, урегулирование убытков в рамках так называемого прямого урегулирования могло бы превратиться для страхователя в самый настоящий кошмар. Даже при наличии ограничений в законе по срокам урегулирования, можно уверенно говорить о том, что соблюсти эти сроки многие страховщики не смогли бы. Особенно, если вести речь о небольших компаниях, не имеющих развитой филиальной сети и современных IT-систем. Да и вряд ли страхователи были бы довольны, если бы им пришлось платить налоги с полученных страховых выплат.