Власти страны всерьез озаботились вопросом обеспечения безопасности дорожного движения на автотрассах. В этой связи вслед за федеральной целевой программой по повышению безопасности дорожного движения правительство утвердило программу субсидий на оказание помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. При этом в Самарской области о строительстве трассовых медицинских пунктов говорилось еще в начале текущего года.
На реализацию новой программы федеральный центр готов выделить средства в размере семи с половиной миллиардов рублей, которые будут потрачены на закупку медицинского оборудования и машин скорой помощи для больниц, расположенных вдоль федеральных трасс. Согласно опубликованному документу, до 2010 года эти медицинские учреждения получат все необходимое для спасения жизней раненых в автоавариях.
Финансирование этой программы будет осуществляться в рамках национального проекта «Здоровье». Обеспечение ее возложено на министерство здравоохранения и социального развития страны. Ожидается, что именно это ведомство будет проводить конкурс среди организаций на поставку и наладку оборудования. Кроме того, при НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве и НИИ скорой помощи имени Джанелидзе в Санкт-Петербурге будут готовить медиков, специализированных на «дорожной» медицине. Студентов будут обучать принципам оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Справка: Число погибших при ДТП в России превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах мира. По данным медиков, современный дорожно-транспортный травматизм характеризуется двумя чертами – нарастанием тяжести травм: увеличением количества множественных и сочетанных повреждений и децентрализацией: «выходом» аварий за пределы крупных городов, что осложняет своевременное оказание первой медицинской помощи. Дорожно-транспортный травматизм зависит от интенсивности движения и резко возрастает на федеральных трассах по мере приближения к областным городам.
Вполне возможно, что часть таких специалистов будет дежурить прямо на трассах в спецавтомобилях, чтобы оперативно выезжать на место аварии вместе с сотрудниками ГИБДД. Заметим, что ранее говорилось о вероятности создания «трехсторонней» группы реагирования на экстренные дорожные ситуации, состоящей из сотрудников МЧС, ГИБДД и медиков.
Представители минздравсоцразвития надеются, что реализация мер, предусмотренных новым проектом, позволит сократить смертность на дорогах в полтора раза: порядка 40% пострадавших в авариях можно было бы спасти, если бы медицинская помощь была оказана своевременно.
Автомобилисты подобную инициативу правительства оценивают положительно. Ведь, по статистике, около половины пострадавших в автокатастрофах людей погибает в течение первого часа с момента ДТП. В медицине даже существует такое понятие, как «золотой час»: в течение этого времени пострадавшие имеют гораздо больше шансов сохранить жизнь и уменьшить негативные последствия от полученных травм, если меры по спасению жизни будут применены немедленно.
Стоит отметить, что еще в начале текущего года на базе областного центра медицины катастроф были организованы курсы для сотрудников ГИБДД по вопросам оказания первой медицинской помощи. «Я лично была в учебных классах и могу сказать, что это не формальность: высокая квалификация преподавателей, современное оборудование. Отмечу также, что директор областного центра медицины катастроф Владимир Демьяненко говорил о том, что на тех участках трасс, где отмечается высокая смертность в результате аварий, будут устанавливаться специальные центры по оказанию первой медицинской помощи», – говорит заместитель председателя городского правозащитного автоклуба «Самара 63», член КЗПА Татьяна Васильева.
Согласно планам, трассовые медицинские пункты, максимально приближенные к дорогам, будут находиться в поселке Курумоч, совхозе Черновский, селе Переволоки. Кроме того, вполне возможно, что в губернии появятся передвижные пункты оказания медицинской помощи. Татьяна Васильева замечает также, что необходимо обучать и самих автомобилистов навыкам оказания доврачебной помощи пострадавшим. В особенности, это относится к водителям общественного транспорта: «Уже не раз слышала мнение о том, что люди с удовольствием бы пошли на платные курсы, на практике обучающие приемам оказания доврачебной помощи. Ведь в автошколах зачастую эти вопросы рассматриваются что называется, «постольку-поскольку», формально, только для того, чтобы на экзамене человек мог ответить на соответствующий вопрос. Но ведь, как правило, первыми на месте аварии оказываются очевидцы, водители и пассажиры проезжающих мимо авто, именно они и могут помочь тем, кто получил травмы».
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ