18 сентября состоялся очередной семинар в рамках "Курса финансовой грамотности", организованный журналом «Наши деньги. Самара». На этот раз приглашенные эксперты рассказывали самарцам об автокредитовании и всем, что ему сопутствует. Портал Samara24.ru выделяет моменты дискуссии, вызвавшие наибольший интерес у тех, кто собрался в конференц-зале музея «Самара космическая».
- От каких факторов зависит определение тарифов по автокредиту, кроме стандартных, свойственных всем остальным видам кредитования?
Андрей Великанов, менеджер по продвижению программ автокредитования ОАО «Промсвязьбанк»: «Основной показатель при определении тарифов – платежеспособность клиента. Предоставление автокредита сейчас возможно без официальной справки о доходах, но, соответственно, процентные ставки в таких случаях будут выше. Определение тарифов автокредита и тарифов страхования зависит от того, новый автомобиль или подержанный. По новым автомобилям эти ставки при прочих равных условиях всегда ниже.
- Имеет ли право банк, выдающий кредит на покупку автомобиля, принуждать заемщика к страхованию в какой-то определенной компании?
Андрей Великанов: «Ни в коем случае. Мы можем только предлагать из того списка компаний, с которыми мы сотрудничаем. Клиент вправе выбрать другую компанию, которая отвечает требованиям банка. На этот пункт тоже надо обратить внимание. Принуждение здесь, я считаю, даже категорически запрещено».
- Считается ли падение дерева на автомобиль страховым случаем?
Сергей Крысин, директор самарского филиала страхового общества «АФЕС»: «Падение дерева в результате грозы классифицируется как страховой случай, а вот простое падение – уже нет. Тут необходимо именно стихийное бедствие, в таких случаях надо брать справку в гидрометцентре. Стихийные бедствие фиксируются, если показатели ветра и града отличаются от стандартных для области».
- Что необходимо для получения страховой выплаты при угоне или повреждении автомобиля злоумышленниками?
Сергей Крысин: «Противоправные действия третьих лиц должны доказываться только органами внутренних дел. По каждому такому случаю необходимо возбуждение уголовного дела. Уголовное дело рассматривается в течении двух месяцев, и только после истечения этого срока, даже если преступник не найден, вы можете претендовать на получение страховой выплаты. Если уголовного дела нет – возмещения тоже не будет. Это законодательство. Произведя выплату, страховая компания становится потерпевшим. При ДТП страховая выплата происходит сразу, а не через два месяца. При мелких повреждениях справка из ГАИ не требуется, но повреждение оплачивается только один раз в год».
- Зависят ли тарифы по страхованию от того, насколько часто водитель попадает в ДТП?
Сергей Крысин: «За безаварийную езду в течении года дается скидка на каждый последующий год (по ОСАГО – 5%). За аварии выплаты страховые, наоборот, увеличиваются. По ОСАГО за одну аварию – на 50%. За два ДТП – на 70%. Для КАСКО каждая страховая компания решает по-своему. При смене страховщика ваш новый страховщик обязательно смотрит в единую базу. Сейчас история идет с автомобилем, с 1 января или 1 марта вступят в силу поправки в законодательстве. По ним страховая история будет идти уже с водителем».
- Может ли при ДТП собственник сам выбрать компанию-оценщика?
Сергей Крысин: «Да, при ДТП владелец сам вправе выбрать оценщика. Но есть одна тонкость. Страховщик может произвести и свою экспертизу у другой компании. Если оценка будет отличаться более, чем на 10%, то это станет предметом для судебного разбирательства.
- Насколько развит самарский автомобильный рынок в целом? Хватает ли на нем представленных марок, автосалонов?
Татьяна Ковшарова, генеральный директор газеты «За рулем. Самара-Тольятти»: «По количеству брендов наша область находится среди лидеров. Опережают Самару в этом плане, разве что, только Москва и Санкт-Петербург. Но если постоянно открываются новые автосалоны, то значит, видимо, их не хватает, значит, растет спрос».
Григорий Дроздов, директор по продажам и сервису автосалона «МК Моторс Самара»: «Именно наш салон в год продает порядка 600 автомобилей. Конкуренция в Самаре очень высока. Сейчас сильную позицию заняла Тойота, однако сказать, на каком месте кто находится, я не готов. Отмечу, что продажи в кредит составляют на данный момент где-то 70% от общего объема продаж».
- Возможно ли продать автомобиль, который был взят в кредит?
Великанов Андрей: «До момента полного погашения кредита вы такой возможности не имеете. Автомобиль юридически находится в залоге у банка. Есть другой вариант – купить автомобиль с помощью потребительского кредита. Тогда он в залоге не находится, ПТС будет у вас, а не в банке. Перезаключить договор на другое лицо при автокредите нельзя».