Финансовый кризис стал причиной падения спроса на дорогие товары, автомобили, квартиры, на все, что требовало больших затрат. Падение спроса больно ударило по многим компаниям, которым и без того не хватало свободных средств на погашение кредитов. Поэтому часть игроков пытается завлечь посетителей сниженными ценами и подарочными акциями. Однако продукты питания, возможно, только еще больше подорожают.
В России финансовый кризис докатился до рядовых обывателей. Недоверие основной массы населения к банкам и неосведомленность в той ситуации, которая царит на фондовом рынке, привела к тому, что теперь люди стали крайне неохотно расставаться со своими деньгами.
И первыми снижение спроса почувствовали автосалоны.
Около 40% машин приобретались в Самаре в кредит. После того, как процент по займам взлетел на недосягаемую высоту и процедура их выдачи усложнилась, те, кто еще недавно мечтал о собственном автомобиле и уже, казалось бы, скопил денег на первый взнос, просто оказался не в состоянии купить машину. В этих условиях автосалоны пытаются заманить клиентов различными подарочными акциями и снижением цен.
Так, например, «РОЛЬФ Импорт» – официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в России объявил о планах снижения цен на автомобили для всех дилеров марки на территории России. По разным моделям скидки составили от 50 до 120 тыс. руб. Генеральный директор «РОЛЬФ Импорт» Дмитрий Роткин пояснил, что эти меры призваны сгладить последствия нестабильной экономической ситуации для дилеров. По мнению дистрибьютора Mitsubishi, снижение цен позволит стимулировать спрос. Примерно аналогичным путем пошли и другие салоны.
C 12 сентября по 30 ноября 2008 года розничные покупатели Ford Fusion серий Trend и Elegance получают пакеты опций на сумму от 17 тыс. до 100 тыс. руб. в подарок.
Несколько скромнее акции, привлекающие клиентов, действуют в салонах Toyota. Они распространяются только на внедорожник RAV4, при покупке которого автолюбители получают подарки.
В салонах официальных дилеров Opel с 1 октября по 31 декабря 2008 года стоимость расширенного страхового пакета «КАСКО+» на год оплачивается автосалоном.
Аналитики считают, что падение цен на дорогие товары вполне предсказуемо. «Падение продаж коснулось, в первую очередь, элитных и дорогих товаров, особенно тех, которые активно раскупаются юридическими лицами для оснащения офисов», – рассказывает начальник отдела исследований рынка недвижимости КГ «МАРКС» Иван Сальников.
В ближайшее время можно будет видеть спад спроса на дорогую офисную мебель, оргтехнику, аппаратуру, программное обеспечение, дорогие стройматериалы для отделки помещений. В условиях кризиса многие компании не только не способны расширять число своих офисов, но и думают об их сокращении.
«В Самаре за последний месяц несколько крупных и средних риэлтерских агентств сократили число своих офисов, – комментирует Сальников.
«Уже наблюдается сокращение спроса на жилую недвижимость, автомобили», – добавляет аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Например, в Москве стоимость квадратного метра уже упала на 2-2,5%.
Прогнозы аналитиков вполне подтверждаются опытом США: там наиболее значительное падение розничных продаж было зарегистрировано в секторе строительных материалов, где оно оказалось самым глубоким за последние четыре года и составило 2,9%. Продажи в универсальных магазинах, сфере одежды и аксессуаров и секторе электроники снизились на 0,4%, 2% и 1,9%, соответственно.
В то же время сокращение спроса наблюдается на дорогие продукты питания. По словам директора самарского филиала ТД «Перекресток» Владимира Рыжкова, речь идет о коньяках, черной икре.
Однако компании не торопятся снижать цены на товары, поскольку степень их акредитованности крайне высока и погашать займы чаще всего нечем. Падение цен приведет к усугублению задолженности. Чтобы выплатить долги перед банками некоторые компании даже намерены поднять цены.
«В ближайшее время будет наблюдаться рост розничных цен в большинстве категорий товаров. Население, безусловно, «почувствует на себе» данный фактор, и это еще снизит спрос», – считает Максим Клягин.