Руководство АвтоВАЗа намерено существенно преобразовать структуру предприятия в ближайшее время. В первую очередь изменения коснутся непрофильных активов, от которых завод намерен освобождаться. Также, как и от функций, несвойственных автомобильной компании. Об этом заявил президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин. Итогом преобразований должно стать создание структуры тольяттинского автогиганта, соответствующей той, что существует у всех мировых автопроизводителей.
По сообщению пресс-службы волжского автозавода, основной целью реструктуризации, в целях которой в настоящее время и формируется программа вывода непрофильных активов, является снижение затрат и повышение эффективности производства.
Совет директоров ОАО «АвтоВАЗ» принял решение о создании пяти дочерних компаний на базе семи заводских производств. Ожидается, что работа этих дочерних предприятий с АвтоВАЗом будет строиться на договорной основе. Производства станут юридически автономными, что позволит им привлекать инвесторов и, соответственно, ускорять процессы технического обновления. Руководство завода надеется, что экономическая самостоятельность компаний, а также увеличение объема внешних заказов станут катализатором развития бизнеса.
В основу новой структуры автозавода, как ожидается, будут положены четыре главных функциональных блока: разработка и проектирование новых моделей, сборка (включая штамповку, сварку и окраску), продажа и сервис, финансы. По словам Бориса Алешина, все мировые автопроизводители имеют эти функции в качестве основных и четко выраженных.
«Вывод непрофильных производств, в том числе и передача муниципальным властям социальных функций соответствует стратегии нашей компании в части сокращения затрат и повышения эффективности. Итоговой целью мы видим позиционирование АвтоВАЗа как глобального игрока на мировом рынке, – отметил господин Алешин, – в Тольятти, как сложилось исторически, завод и город были неотделимы друг от друга, поэтому уже долгие годы компания обременена большим сегментом непрофильных активов. Дальнейшая реструктуризация позволит АвтоВАЗу стать еще более конкурентоспособной компанией не только внутри страны, но и за рубежом».
Таким образом, вспомогательные и обеспечивающие подразделения предприятия будут продолжать функционировать, но уже в рамках дочерних компаний. Численность персонала автозавода, по оценкам аналитиков агентства «Автостат», уменьшится таким образом примерно на 25 тысяч человек. Что, в свою очередь, позволит более эффективно вести производственную деятельность и снять лишнюю финансовую нагрузку.
В настоящее время, как сообщает пресс-служба АвтоВАЗа, прорабатывается механизм реформирования производств, все социальные вопросы, связанные с переводом работников в новые дочерние компании, а также экономические аспекты сотрудничества АвтоВАЗа с данными предприятиями. Работа ведется с использованием уже существующего в мировом автопроме опыта и инструментария подобных преобразований.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, избавление от непрофильных активов и сосредоточение завода на своей прямой деятельности – производстве автомобилей, естественно, принесёт свои плоды: «Это стандартная общемировая практика, когда компании отказываются от непрофильных активов (как правило, их продают), чтобы снизить свои издержки. Учитывая, что в прежние времена завод был для Тольятти всем – обеспечивал теплом и энергией, содержал детские сады и ясли, пионерские лагеря и турбазы – расходы на непрофильную деятельность были достаточно велики. В настоящее время АвтоВАЗ уже избавился и еще будет избавляться от части активов. А потому и затраты предприятия будут снижены». Общий уровень снижения может составить порядка 14-8 %, считает эксперт. При этом связь между реструктуризацией и эффективностью производства не такая явная и более тонкая. Однако повышение эффективности производства все же возможно и может составить порядка 2-4 %.
Исполнительный вице-президент АвтоВАЗа Ян Венсан публично заявил о том, что одной из трудностей в процессе реструктуризации АвтоВАЗа является то, что предприятие исторически представляет собой корпорацию с вертикальной структурой управления: «Мы, конечно, не собираемся от всего избавляться, потому что, несомненно, там есть ресурсы. Но если мы хотим изменить эту компанию, нам нужно убрать непрофильные виды деятельности и сконцентрировать управление и инвестиции на основных операциях».
На вопрос о том, позволит ли этот ход увеличить объемы производства на АвтоВАЗе, господин Венсан ответил, что предсказывать здесь сложно: «Откровенно говоря, мы имеем дело с производственными мощностями завода с низким коэффициентом использования. Какие-то производственные процессы, действительно, устарели, а некоторые сборочные линии – самого высокого уровня. В нынешнем году мы собираемся выпустить миллион автомобилей. Мы могли бы сделать и больше, но основной проблемой остается сама продукция».