В начале ноября должны были состояться торги, по результатам которых определятся компании-разработчики исследований по оптимизации существующей и разработке перспективных маршрутных сетей города. Самарцы, привыкшие пользоваться общественным транспортом, с нетерпением ждут того момента, когда маршрутная сеть мегаполиса будет пересмотрена. Однако решение вопроса, видимо, снова затягивается: один конкурс признан несостоявшимся, а на участие во втором заявку подала лишь одна компания.
Напомним, что еще в начале текущего года руководитель департамента транспорта Самары Валерий Графский заявил о том, что специалистами Московского научно-исследовательского института городского электрического транспорта проведено комплексное исследование пассажиропотоков в Самаре. На тот момент уже заявлялось об изученности пропускной способности остановочных пунктов, потребности населения в перевозках по различным маршрутам и видам транспорта. Тогда же господин Графский заявил о том, что в ближайшем будущем специалистам департамента предстоит рассмотреть рекомендации ученых по рационализации маршрутной сети по всем видам перевозок.
На днях состоялось вскрытие конвертов с заявками на участие в двух конкурсах. Заказчиком на торгах по выбору компаний выступил городской департамент транспорта. На торги было выставлено два лота – это научно-исследовательская работа по «Разработке перспективной маршрутной сети пассажирского транспорта» и «Оптимизация маршрутной сети». На участие в первом конкурсе не было подано ни одной заявки, а потому на основании соответствующего федерального закона он признан несостоявшимся. Исследование по оптимизации маршрутной сети изъявила желание провести лишь одна компания – Санкт-Петербургский «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры».
Исследование по оптимизации существующих маршрутов предполагает анализ нынешнего состояния дорог и автомобильного транспорта, спроса населения на его услуги. Кроме того, должна быть исследована степень дублирования существующими маршрутами друг друга, и для каждого из них определено необходимое количество подвижного состава. Сумма этого контракта – три миллиона рублей.
За разработку исследования по перспективной маршрутной сети компания-исполнитель может получить два с половиной миллиона рублей. Согласно требованиям, изложенным в конкурсной документации, разработчик должен провести анализ современного состояния элементов пассажирской транспортной системы Самары, причем как городского, так и пригородного пассажирского транспорта, сети магистральных улиц и дорог, дать комплексную оценку современного состояния пассажирской транспортной системы города и уровня обслуживания населения, а также возможности обслуживания городского округа существующими видами транспорта и определить необходимость создания новых видов массового пассажирского транспорта. Основным же отличием от предыдущего исследования должна стать жесткая привязка к генеральному плану города, с учетом принципиальных положений которого и должны быть разработаны варианты развития пассажирской транспортной системы.
Ситуацию, сложившуюся с указанными торгами, Doroga63.ru в самом транспортном ведомстве прокомментировали следующим образом. По словам представителя департамента Сергея Давыдова, разработка перспективной маршрутной сети города – это серьезное масштабное исследование. На реализацию этого проекта необходимо достаточное количество времени. «Согласно конкурсной документации, исполнитель должен предоставить заказчику окончательный вариант уже в конце декабря текущего года. Вполне возможно, что многие компании – потенциальные участники конкурса – просто оценили свои силы и поняли, что не справятся с таким объемом работы за короткий отрезок времени. Сложилась такая ситуация в связи с тем, что деньги на эти цели были выделены достаточно поздно, и необходимо было их освоить».
На настоящий момент конкурс по разработке маршрутной сети признан несостоявшимся. Оценивая дальнейшие его перспективы, Сергей Давыдов полагает, что лот снова будет выставлен на торги, скорее всего, уже в следующем году: «Думаю, департамент транспорта будет настаивать на том, чтобы деньги на эти цели были заложены в бюджете. Кроме того, проводить этот конкурс необходимо в начале года, чтобы скорее получить результат и начать работать».
Что же касается оптимизации маршрутной сети, то контракт на выполнение этих работ пока не заключен в соответствии с процедурой торгов. На вопрос, нет ли личной заинтересованности руководства департамента транспорта в том, чтобы разработкой проекта занялась именно питерская компания, источник сообщил, что эта организация имеет солидный опыт работы в регионах. «Стоит учитывать, что условия конкурса достаточно сложные, сроки на его выполнение сжатые, а сумма контракта невелика. А потому с разработкой может справиться только опытная организация. Руководство департамента заинтересованно лишь в том, чтобы исследование было выполнено в максимально короткий срок, наиболее качественно и по минимальной цене», – говорит Сергей Давыдов.