С понедельника, 26 января, АвтоВАЗ повысил отпускные цены на весь модельный ряд своих автомобилей. В среднем стоимость машин тольяттинского автозавода вырастет на 2,45%. При этом представители дилерских центров и аналитики не прогнозируют в связи с этим серьезного снижения спроса со стороны покупателей на семейство автомобилей Lada.
Напомним, что в прошлом году машины, производимые АвтоВАЗом, дорожали несколько раз. В январе 2008 года подорожание составило порядка двух процентов, в мае цены выросли еще на один процент, а в июне стоимость всего модельного ряда АвтоВАЗа увеличилась на полтора процента из-за роста цен на сырье. Таким образом, суммарное подорожание машин АвтоВАЗа в 2008 году составило в среднем три процента.
«АвтоВАЗ в течение восьми месяцев, с начала июня 2008 года, не увеличивал отпускную стоимость автомобилей, несмотря на то, что повышение цен на российском автомобильном рынке стало общей тенденцией. В начале декабря 2008 года руководство ОАО «АвтоВАЗ», учитывая интересы покупателей, приняло решение не повышать стоимость автомобилей Lada до 26 января 2009 года. Таким образом, отпускные цены на автомобили Lada выросли в 2008 году на 4,3% при уровне инфляции более 12%», – говорится в сообщении пресс-службы предприятия.
Увеличение себестоимости автомобилей руководство завода объясняет интенсивным ростом цен на металл, товарно-материальные ценности, а также услуги естественных монополий. Кроме того, по результатам девяти месяцев 2008 года чистая прибыль ОАО «АвтоВАЗ» составила 834 миллиона рублей, что ниже аналогичного показателя 2007 года. “Это объясняется уменьшением рентабельности продаж вследствие опережающего темпа роста себестоимости продукции при сохранении цен на автомобили», – говорится в тексте официального сообщения.
Как рассказали Doroga63.ru в дилерском центре «Самара-Лада», согласованные цены были высланы дилерам за две недели до планируемого повышения цен. По словам заместителя руководителя управления по маркетингу и работе с клиентами ОАО «Самара-Лада» Регины Белоусовой, подорожание машин не будет серьезным, на большинство моделей цены поднимутся на четыре с половиной – пять с половиной тысяч рублей.
«Повышение цен на автомобили в начале года, как и на другие товары – это традиционное явление. Причем подорожание коснулось не только автомобилей Lada – другие производители также еще в конце 2008 года говорили о планируемом повышении цены на свою продукцию. Поэтому мы не прогнозируем перераспределения спроса и перехода потребителей на другие бренды», – говорит Регина Белоусова.
Аналогичной точки зрения придерживаются аналитики. «Повышение цен скажется на потребительском спросе, но это будет незначительный отток покупателей, потому что и иномарки, как производимые в России, так и поставляемые из-за рубежа, тоже в большинстве своем подорожали. А потому те потребители, у которых нет денег на иностранный автомобиль, будут приобретать отечественные машины, производства АвтоВАЗа в первую очередь», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Стоит отметить также, что со 2 февраля возобновляет работу конвейер АвтоВАЗа. Как официально сообщила пресс-служба предприятия, уже утвержден график работы сотрудников в феврале 2009 года. Для персонала, занятого выпуском автомобилей, запасных частей и обслуживанием производства, вводится четырехдневная рабочая неделя с шестичасовой продолжительностью рабочего дня.
«Решение о порядке работы предприятия в феврале вызвано изменением организационных условий труда и необходимостью более жесткой экономиии затрат на производство при сохранении рабочих мест», – говорится в сообщении пресс-службы ОАО «АвтоВАЗ».
При этом, по оценке экспертов, на конец прошлого года на складах скопилось порядка 100 тысяч вазовских машин. «Уровень сокращения производства будет зависеть от объема продаж машин в январе, – полагает Дмитрий Баранов, – вероятно, что работа в сокращенном режиме – четыре дня в неделю в две смены по шесть часов – и будет этим уровнем. Ориентировочно объем сокращения производства можно оценить в 9-11%».
Господин Баранов считает, что производственный план АвтоВАЗа будет корректироваться по мере надобности. Вероятнее всего, в 2009 году завод выпустит на 100-120 тысяч машин меньше, чем в 2008 году.