Повышение отпускных цен на автомобили Lada будет распространяться только на машины, имеющие VIN-код 2009 года. Такое решение было принято руководством ОАО «АвтоВАЗ» в связи с тем, что объемы продаж продукции тольяттинского автозавода в январе весьма существенно снизились.
Как говорится в официальном сообщении пресс-службы АвтоВАЗа, за первый месяц нового года предприятиями сервисно-сбытовой сети было реализовано 29 тысяч 100 машин, что на 17 тысяч 500 автомобилей, или 37,5%, меньше аналогичного показателя прошлого года. При этом отмечается, что объем продаж автомобилей Lada в январе 2009 года с учетом текущей экономической ситуации соответствует прогнозируемым значениям. Стоит отметить также, что в январе машины вазовского производства не поставлялись на экспорт.
В создавшихся условиях и в целях стимулирования спроса со стороны покупателей на машины производства тольяттинского автогиганта руководством завода принято решение о распространении новых отпускных цен, действующих с 26 января, только на автомобили Lada с VIN-кодом 2009 года.
Лидерами продаж по итогам января стали Lada Priora, которых было реализировано 8600 штук. Машин семейства Lada Samara продано 7900. На третьем по популярности месте – вазовская «классика» Lada 2105/2107 с уровнем продаж в 6300 автомобилей. Lada Kalina приобрели почти пять тысяч покупателей. Меньше всего автомобилистов привлекает Lada 4Х4 – покупатели приобрели всего полторы тысячи таких машин.Тенденцию к снижению покупательской активности на территории России отмечают дилеры практически всех автомобильных брендов. Так, например, за первый месяц нового года машин марки Nissan было реализовано на 27% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. В стране в целом, по оценкам аналитиков агентства «Автостат», за январь наступившего года реализовано не более 130-140 тысяч машин. Таким образом, снижением рынка составляет порядка 20-25%.
Согласно официальному комментарию АвтоВАЗа, основными факторами, повлиявшими на снижение объема рынка новых легковых автомобилей, стали нестабильность валютных курсов, значительное снижение объемов автокредитования, опасения покупателей делать серьезные вложения в период кризиса.
По словам аналитика ИК «Финам» Константина Романова, учитывая тот факт, что что в январе предприятие не работало, распродавались складские остатки. Как результат – остатки на складах сейчас вряд ли значительно превышают норму в 60 тысяч машин, считает эксперт. Между тем, как заявил в прессе президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин, к настоящему моменту на складе предприятия находится порядка 115 тысяч автомобилей, а в месяц продается 30 тысяч машин. В феврале завод планирует произвести порядка 32 тысяч автомобилей.
При этом повышение цен на автомобили вазовского производства, с точки зрения экспертов, является шагом совершенно нелогичным в маркетинговом плане. А потому в текущем году возвращения активного покупательского спроса на машины аналитики не прогнозируют. По оценкам экспертов, объемы продаж дилеров АвтоВАЗа в течение 2009 года могут снизиться еще на 20-30%.
«Дело в том, что основной причиной низкого спроса на автомобили продолжает оставаться ожидание потребителями снижения своих будущих доходов, а рост цен отнюдь не способствует принятию решения о покупке, – говорит Константин Романов, – таким образом, этот фактор будет в дальнейшем оказывать негативное влияние на спрос на автомобили. Впрочем, мы прогнозируем, что в ближайшие месяцы интерес к машинам, выпускаемым АвтоВАЗом, может несколько повыситься вследствие девальвации российской валюты только в январе на 15,4%, что приведёт к росту цен как на прямой импорт, так и на автомобили иностранных марок, собираемые в России».
Стоит отметить, что прогнозы Бориса Алешина, озвученные в прессе, более оптимистичны: «Я думаю, после 20 февраля станет понятно, как будет вести себя рынок. Я думаю, он должен увеличиться. И тогда мы должны достаточно быстро распродать оставшиеся запасы, и если не в марте, то в апреле точно выйти на нормальный режим работы. Если этого не случится, мы будем переживать качественно новую для заводу ситуацию, в которой он еще не пребывал».