С наступлением теплых весенних дней на дорогах области резко возросло число аварий с участием мототранспортных средств. По данным ГИБДД, большинство таких дорожно-транспортных происшествий случается по вине водителей мотоциклов и скутеров, которые зачастую не соблюдают элементарных правил дорожного движения. По мнению самих водителей, улучшить существующую ситуацию способно лишь взаимное уважение и повышение культуры поведения на дорогах.
По информации Госавтоинспекции, до 15 тысяч аварий ежегодно происходит на дорогах России из-за несоблюдения мотоциклистами правил дорожного движения. Пик аварийности с участием мототранспортных средств приходится именно на начало весенне-летнего сезона. Только за первые дни мая в Самарской области произошло несколько таких ДТП. В двух случаях мотоциклисты находились в состоянии алкогольного опьянения. Как правило, в результате аварий водители мототранспорта получают серьезные травмы, нередко – несовместимые с жизнью.
Однако не всегда в авариях бывают виноваты мотоциклисты. Учитывая, что двухколесные транспортные средства неожиданно появляются на дороге, многие автомобилисты просто не успевают сориентироваться в ситуации. Так, 5 мая в Самаре на улице Пугачевский тракт произошло ДТП с участием вазовской «шестерки» и мопеда «Скиф». По данным ГИБДД, авария произошла в результате того, что водитель ВАЗа при повороте налево не уступил дорогу мопеду, которым управлял подросток. На несовершеннолетнем участнике дорожного движения был мотошлем, возможно, поэтому он отделался незначительными травмами.
По мнению президента самарского городского правозащитного автоклуба «Самара 63» Татьяны Васильевой, в вопросе правильного поведения на дороге подростков, находящихся за рулем двухколесных транспортных средств, многое зависит от воспитания: «Родители покупают детям дорогие игрушки, зачастую не думая о том, что ребенок выезжает на дорогу и подвергает свою жизнь опасности. У многих отсутствует элементарная культура поведения на дороге, подростки ездят без специальной экипировки, выпив пива. При этом они еще и катают своих сверстников».
А вот мотоциклисты – участники байкерских клубов, – как отметила Татьяна Васильева, к своему поведению на дороге относятся более серьезно и осознанно. Они приучают «молодое поколение» носить защитную экипировку, обучают некоторым тонкостям поведения на дороге. Кроме того, мотоциклисты могут наказать водителя, «обидевшего» их товарища. Например, разбить зеркало или боковое окно одним ударом. Мотивация таких поступков – «работа на будущее», предупреждение потенциальных аварийных ситуаций. Ведь на пути водителя, ведущего себя неэтично по отношению к мотоциклистам, может появиться неопытный байкер, и последствия такой встречи могут быть весьма плачевными.
По мнению же самих мотоциклистов, гоняют по дорогам они совсем не из хулиганских побуждений. Лайнсплэттинг – езда между рядов автомобилей со скоростью, превышающей скорость потока, с точки зрения байкеров, является наиболее безопасной. Причина этого в том, что из-за особенностей зрительного восприятия человека для водителя автомобиля любой объект, размером намного меньше его машины, практически невидим. А потому перспектива быть сбитым при перестроении у мотоциклиста, движущегося со скоростью потока, больше.
Татьяна Васильева обращается и к автомобилистам с призывом быть более внимательными и уважительными на дороге: «нельзя расслабляться, ведь мотоциклы, скутеры зачастую возникают на дороге неожиданно, появляются, как фантомы. Особенно внимательными нужно быть при перестроении, при открывании дверей, при проезде перекрестков, когда переключаются сигналы светофоров. Нужно учитывать, что мотоцикл разгоняется гораздо быстрее автомобиля».
ГИБДД Самарской области также просит автомобилистов и мотоциклистов быть взаимно вежливыми и соблюдать несложные правила, которые помогут сохранить жизнь и здоровье:
Мотоциклистам:
Если зимой не ездил, навыки уже потерял. Придётся начинать сначала.
Никогда не стоит обгонять справа – много людей погибло именно при этом манёвре.
Необходимо всегда надевать полную защитную экипировку.
Езда по разделительной полосе в пробке смертельно опасна.
Смертельны также старт «с прокруткой» со светофора, когда едва вспыхнул зелёный, и попытка проскочить на жёлтый на большом перекрёстке. Мотоцикл – не автомобиль, его плохо видят водители.
Автомобилистам:
Скутеры любят ездить в правой полосе между водителем и тротуаром, поэтому при повороте направо обязательно нужно посмотреть в зеркало, не собирается ли мотоциклист обгонять.
Часто в пробках мотоциклисты пристраиваются позади, чтобы при удобном моменте проскочить между двумя машинами, и оказываются в «мертвой зоне».
Двухколёсный автотранспорт менее заметен на дороге. Автомобилист должен быть всегда готов к появлению байкера.
Прежде чем открыть дверь, стоит внимательно посмотреть в зеркало заднего вида.
Как бы ни вёл себя на дороге мотоциклист, не нужно его «подрезать», провоцировать.