Сегодня девелоперские компании в условиях нехватки финансовых средств все чаще находят новые способы выживания на рынке. Низкий уровень продаж квартир на первичном рынке заставляет застройщиков расплачиваться с подрядчиками долями в проекте или несколькими квартирами в строящемся доме. Благодаря бартерным отношениям застройщик получает возможность продолжать строительство объекта, а подрядная организация, получив определенное количество квадратных метров, реализует их через агентства недвижимости. У покупателей же появляется в связи с этим возможность приобрести квартиру за меньшие деньги.
«Реализуя объемы жилой площади, мы работаем не только с застройщиками, но и с юридическими и физическими лицами, которые, по сути, являются соинвесторами, независимо от того, каким образом им достались права на квартиру. Дать количественную оценку таких объектов в продаже сложно, однако сегодня это уже не единичные варианты, – комментирует ситуацию нашему сайту заместитель генерального директора агентства недвижимости МИАН по региональному развитию Инна Игнаткина.
Данные предложения действительно могут быть более выгодными для покупателя, так как реализуются с дисконтом по отношению к аналогичным квартирам «от застройщика». Понимая, что конкурировать с застройщиками, которые имеют имя, сайт объекта и используют другие инструменты маркетингового продвижения, соинвесторы не могут, они готовы предоставлять более выгодные цены. Для нас, в свою очередь, возможность реализовывать объемы нескольких соинвесторов также интересна, так как мы предлагаем намного больший ассортимент, нежели покупатель может приобрести у самого застройщика».
Бартерная схема отношений существовала в 1990-е годы и почти исчезла в начале 2000-х. Однако кризис спутал все карты, и застройщик сейчас вынужден находить альтернативные пути для продолжения строительства. Бартер в этом отношении является старым проверенным способом выживания в условиях нехватки денежных ресурсов. Бартерные взаимоотношения позволяют застройщикам продержаться вплоть до нормализации ситуации на рынке недвижимости. При этом эксперты считают, что в краткосрочной перспективе это приведет к ценовой неразберихе, так как подрядчики всегда заинтересованы продать квартиры быстро и идут на серьезный дисконт, который может достигать и 40 процентов.
«Конечно, в ХХI веке бартерные сделки по большей части стали атавизмом, и возвращаться к ним опять ох как не хочется. На бартерный расчет перейти легко, а вот вернуться обратно к денежному – намного тяжелее, – поясняет нам президент НП «ЦентрРегион» Кирилл Шалин. – Например, у Анатолия Чубайса ушло не менее трех лет, чтобы РАО ЕЭС покончило с бартерными расчетами. Тем не менее, застройщики вынуждены сегодня соглашаться на бартер. Политика выживания диктует свои правила игры».
Эксперт также подчеркнул, что в условиях финансовой дестабилизации рынка бартер становится важным инструментом современной антикризисной экономики. Это способ, который дает девелоперу дополнительные шансы на выживание, предоставляет возможность довести проект до стадии ввода объекта в эксплуатацию. В результате застройщик как минимум может покрыть задолженность перед кредиторами по заемным средствам, не говоря уже о том, чтобы получить докризисную прибыль с реализации проекта. Как правило, до 70 процентов финансирования проекта составляет привлеченный капитал.
«Суть девелопмента, как известно, в том, чтобы в ходе реализации проекта повысить его капитализацию и продать, а высвобожденные денежные активы вложить в start up нового проекта. На данном же этапе приоритетной для девелопера становится задача расплатиться с кредиторами, и только во вторую очередь застройщик думает о получении дополнительной прибыли от продажи жилья. Поэтому там, где возможно использовать бартер, компании его используют», – резюмирует эксперт.