В Самаре появится экспериментальная площадка для утилизации отечественных и импортных автомобилей старше 10 лет. Строительство «долины смерти» для подержанных машин планируется в рамках пилотного проекта Министерства промышленности и торговли РФ. По замыслу чиновников, автовладельцы будут отдавать своих устаревших железных коней на утилизацию и получать за это 50 тысяч рублей на покупку нового транспорта.
Проект должен стартовать 1 января 2010 года. Причем, авторы программы даже не страшатся ситуации, сложившейся на мировом финансовом рынке. На сегодняшний день уже создана рабочая группа, в которую войдут представители Минфина, Минприроды, Минрегиона, ФНС, МВД, администрации Москвы и Московской области, объединений автопроизводителей РФ, а также крупные дилеры и независимые эксперты.
Первая площадка для экзекуции авто появиться в Санкт-Петербурге, а следом в Москве, Самаре и Нижнем Новгороде. В течение следующего года в рамках проекта планируется продать до 200 тысяч новых машин на общую сумму в 10 миллиардов рублей.
Однако, в этой программе не все так просто. Водителям, которым не терпится избавиться от надоевшего четырехколесного друга и получить обещанную премию, придется умерить свой пыл. Дело в том, что вместо денег человеку, решившему воспользоваться услугами госпрограммы, вручат сертификат, который он сможет предъявить в качестве денежного вклада при обращении к дилеру для покупки нового автомобиля. Но и это еще не все. Получить скидку – ваучер номиналом 50 тысяч рублей – можно будет только при покупке отечественного авто, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки. Чиновники объясняют это тем, что программа позволит не только обновить автопарк на более безопасные и экологичные машины, но и поддержать отечественный автопром.
Многие эксперты мнения властей не разделяют. Они считают, что для высокой эффективности проекта автоутиля стоит снизить возраст машин с 10 до семи лет, так как автомобилями до 2000 года выпуска сейчас владеют небогатые россияне. Кроме того, знатоки утверждают, что разумнее было бы позволить россиянам использовать полученный ваучер в качестве взноса по автокредиту.
Но существует и другая точка зрения. Так, аналитик ИК «Финам» Константин Романов говорит следующее: «Мы считаем, что законопроект может оказаться довольно эффективным, причем интересным, прежде всего, небогатым гражданам. Сумма компенсации в размере 50 тысяч рублей покрывает порядка 12-16% от стоимости нового российского автомобиля, и данное обстоятельство будет дополнительным стимулом для утилизации старого автотранспорта».
Аналитик положительно расценивает саму идею законопроекта, который по плану должен экономически стимулировать утилизацию автомобилей. В перспективе проект позволит существенно сократить количество бесхозного транспорта и улучшить экологию. По мнению Константина Романова, указанные поправки смогут обеспечить увеличение продаж автомобилей в среднем на 8-12% в целом по стране.
Кстати, в Америке и Европе подобные программы пользуются успехом среди автовладельцев. Например, в Германии продажи авто только за июнь выросли на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда и выплаты там посолиднее – 2500 евро за машину (112 тысяч рублей). В США – 4500 долларов (140 тысяч рублей), а выделенный первоначально миллиард долларов закончился уже через 10 дней после запуска программы.