Повышенные пошлины на иномарки могут действовать еще девять месяцев – до 1 июня 2010 года. Российские автопроизводители считают, что только так они смогут удержать свои позиции на рынке. Однако премьер-министр России Владимир Путин поставил эффективность этих мер под большое сомнение.
Повышенные ставки таможенных пошлин на ввоз иномарок в Россию вступили в силу в начале этого года и должны были действовать до 1 сентября. Ставки на новые автомобили выросли с 25% до 30% от таможенной стоимости. Платежи за подержанные иностранные легковушки увеличились почти в три раза, за грузовые – в два раза. Согласно документу, пошлины на автомобили старше пяти лет выросли в зависимости от объема двигателя: от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр.
Для подержанных малолитражных автомобилей с объемом двигателя не более тысячи кубических сантиметров ставка исчисляется из расчета 2,5 евро за 1 кубический сантиметр двигателя (для автомобилей не старше семи лет ранее действовала ставка 1,4 евро за кубический сантиметр). Автомобили с объемом двигателя от одного до полутора литров обложили пошлиной из расчета 2,7 евро за кубический сантиметр (вместо 1,5 евро). От 1,5 до 1,8 литра – 2,9 евро за кубический сантиметр (вместо 1,6 евро), от 1,8 до трех литров – 4 евро за кубический сантиметр (2,2 евро). Для автомобилей с объемом цилиндров двигателя выше трех литров – 5,8 евро за кубический сантиметр (вместо 3,2 евро).
В конце августа этого года правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым рекомендовала продлить действие повышенных пошлин на иномарки еще на девять месяцев – до 1 июня 2010 года.
Генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов считает, что если этого не сделать, то отечественные производители потеряют свои позиции на авторынке. Об этом господин Чемезов заявил в интервью телеканалу «Вести».
Тем не менее премьер-министр России Владимир Путин уверен в обратном. На встрече с Союзом машиностроителей России экс-президент России заявил, что никакие заградительные барьеры и уговоры покупать морально устаревшие машины не помогут автомобильной промышленности России.
«Не нужно иллюзий, сегодня никто не в состоянии заставить покупателей приобретать товар уровня вчерашнего дня. Никакие уговоры или заградительные барьеры, таможенные пошлины здесь, по большому счету, не помогут. В лучшем случае подобные меры могут дать кратковременный эффект. Это относится не только к частному потребителю, но и к государству», – сказал господин Путин.
Эксперты, привлеченные Doroga63.ru к обсуждению этой темы, полагают, что премьер дал общую оценку ситуации на российском авторынке, а не усомнился в самом инструменте повышения пошлин. По информации специалистов, за первое полугодие текущего года объем рынка легковых автомобилей упал «только» на 50% (меньше, чем на 75). А освободившуюся рыночную «дыру» заняли именно машины, произведенные в России.
«Не удивительно, что столь простая мера, к тому же пополняющая бюджет, потребовала продолжения. Путин, конечно, прав – консервирование отсталости загоняет отечественную промышленность в тупик. Однако отказаться от таможенных мер сейчас мы не в силах», – комментирует директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская.
У самарских автосалонов перспектива продления таможенных пошлин на иномарки вызывает настоящий шок.
«Для нас это настоящая беда. Тем более что сейчас кризис, и многие люди и так боятся покупать иномарки. Если действие пошлин продлится еще девять месяцев, то на рынке выживут только сильнейшие, а многие салоны ожидает крах», – заключил начальник управления продаж автоцентра «Колис» Анатолий Павленко.
А начальник отдела продаж автосалона «Эскорт» Александр Лознов считает, что ситуация с пошлинами напрямую касается налогоплательщиков.
«Уже сейчас все салоны начинают дышать на ладан. А таможня просто отдыхает, потому что работы нет, ввоз автомобилей минимален. Инспектора проедают деньги налогоплательщиков», – возмутился Лознов.